«Шедевры Радищевского музея на "рабочем столе"». Ноябрь
Автор: | Пресс-служба |
5 ноября 2014 года исполняется 136 лет со дня рождения К.С. Петрова-Водкина, известного художника XX столетия, уроженца г. Хвалынск Саратовской области. В Художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина по традиции ежегодно отмечают эту дату крупными городскими мероприятиями.
Радищевский музей представляет обои «рабочего стола» в ноябре по мотивам произведения «Две девушки» (1915) К.С. Петрова-Водкина.
«Две девушки на фоне широкой реки и прозрачного неба. Сюжет картины очень лаконичен и непритязателен. Но что-то привлекает внимание зрителя, заставляет остановиться. Возможно это особая возвышенность и торжественность, свойственные итальянским фрескам и русским иконам. Художник достигает такого звучания пластическим и цветовым решением картины.
Стройные девичьи фигуры решены условно, декоративно, монументально. Они выдвинуты вперёд и заполняют собой почти всё пространство, что придает им большую монументальность. Упругие, гибкие линии не только очерчивают и моделируют фигуры, но и создают лёгкое, напевно-ритмичное движение. В облике девушек есть достоинство, сдержанность, спокойное величие, статность, а позы и жесты, несмотря даже на известную плоскостность общего композиционного решения, имеют пластическую выразительность скульптуры. Художник с помощью своей совершенно оригинальной живописно-пластической системы, в основу которой легли изобретенная им сферическая перспектива и особое понимание цвета, восходящее к древнерусской иконописи и итальянской фреске, создает обобщенный образ русской женщины, в котором важны не внешние частности, а понимание духовной красоты, естественно отражающейся во внешности.
«Две девушки» (1915) из собрания Радищевского музея, так же как и другая картина «Девушки на Волге» (1915), хранящаяся в Третьяковской галерее, была написана после поездки художника на Волгу в родной город Хвалынск летом 1914 года. Родство этих двух картин сразу бросается в глаза. И хотя картина из Радищевского музея повторяет центральную группу полотна «Девушки на Волге», тем не менее, она не производит впечатления фрагмента, этюда или эскиза другой картины. Это вполне самостоятельное произведение и, скорее всего, является вариантом «Девушек на Волге». И этот вариант отличается большей монументальностью, лаконичностью и обобщенностью образов».