Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10» в Эрмитаже

Автор:  Курилова Наталья Антоновна

С июня по октябрь 2014 года в Санкт-Петербурге проходит одно из интереснейших событий в мире современного искусства – европейская биеннале «Манифеста 10», на которой удалось побывать и сотрудникам Радищевского музея.

Идея организовать Манифесту возникла у группы кураторов в 1994 году как некий ответ на падение Берлинской стены. Новая биеннале делала ставку на молодое критическое и радикальное искусство и была ориентирована прежде всего на страны Восточной Европы. Ее особенностью стало также то, что каждый раз она проводится в новом городе, подчас далеком от мирового художественного процесса в области новейших течений.

Для проведения десятой Манифесты был выбран Санкт-Петербург, «город, восточноевропейский с точки зрения географии, но западноевропейский по духу». Основная программа биеннале расположилась в Государственном Эрмитаже. Как отмечает Михаил Пиотровский в своей вступительной статье к каталогу проекта, «осмысление нового искусства в максимально широком контексте – давняя традиция Эрмитажа. Она начата собирательством Екатерины и Николая I, продолжается сегодня проектом “Эрмитаж 20/21”. Мы рады тому, что “Манифеста” будет гостьей Эрмитажа и частью его экспозиции, тому, что память, живущая в наших стенах, еще раз и по-новому станет частью художественного явления, равно обращенного и к будущему, и к прошлому».

Нынешнюю Манифесту возглавил куратор с мировым именем Каспар Кёниг, в качестве ее темы избрав диалог между современным искусством и исторической традицией. Задачу выставки он видел в установлении связей с пространством и культурным наследием Эрмитажа. Кроме того, для Кёнига было важно представить в классическом музее именно классику актуального искусства, поэтому среди ее участников – а их более 50 – такие знаковые фигуры как Йозеф Бойс, Брюс Науман, Герхард Рихтер, Луиза Буржуа, Ясумаса Моримура, Марлен Дюма, Вольфганг Тильманс и другие. Тот же принцип лег в основу отбора произведений российских художников. Среди них Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Илья Кабаков, Дмитрий Пригов, Павел Пепперштейн, Елена Ковылина, Александра Сухарева.

Значительная часть выставки экспонируется в Главном Штабе – новом корпусе Эрмитажа, где в дальнейшем будет располагаться постоянная экспозиция искусства ХХ-ХIХ вв. и куда уже переместили произведения Анри Матисса. Другая часть основной программы представлена в Зимнем дворце и Новом Эрмитаже и стала своего рода квестом по залам музея в поиске произведений современного искусства, расположение которых концептуально обосновано.

Кроме того, Манифеста 10 включила в себя публичную, образовательную, параллельную программу, в рамках которой за время работы биеннале было открыто более 20 выставок, а также кинопрограмму «Незацикленное кино».

Значение этого события для культурной жизни Санкт-Петербурга еще предстоит осмыслять, однако уже сейчас можно говорить о некоторых итогах: Манифесту 10 посетило более миллиона человек, и в данный момент ведутся переговоры о пополнении коллекции Эрмитажа некоторыми экспонатами биеннале.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений