А.М. Васнецов. Летний день. Рубрика на музейном сайте «Художник нам изобразил….»

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

  • Васнецов А.М. Летний день

Лето. Полдень. На ярко-зелёном травянистом ковре стоит небольшая белая церквушка, утопающая в изумрудной зелени. Над куполом – голубое небо с серебристыми облаками. Картина Аполлинария Михайловича Васнецова, родного брата известного своими работами на темы русских сказок Виктора Васнецова, представляет уголок усадьбы Демьяново, располагавшейся в Клинском уезде Московской губернии.

Первые упоминания о Демьянове встречаются в документах XVII века. На протяжении столетий усадьба переходила из рук в руки, от одних владельцев – другим. В начале XIX века имение принадлежало тайному советнику, сенатору Дмитрию Борисовичу Мертваго. В ту пору сюда приезжали Г.Р. Державин, П.А. Вяземский, здесь бывал юный Александр Пушкин со своим дядей Василием Львовичем. В 1883 году хозяином Демьянова стал адвокат, философ и общественный деятель Владимир Иванович Танеев.

Он активно занялся реконструкцией своего нового владения. При Танееве на территории усадьбы были выстроены дачные домики, которые сдавались внаём отдыхающим. В Демьянове снимали дачи мать писателя Андрея Белого, композитор Николай Скрябин, ученый-естествоиспытатель Климент Тимирязев. Здесь гостили братья Петр и Модест Чайковские, часто навещал эти местами брат владельца усадьбы – композитор Сергей Танеев. В хозяйском доме постоянно устраивались спектакли и концерты, читались публичные лекции по вопросам науки и искусства. Очарованный прелестями местной природы Андрей Белый писал о Демьянове: «Очень уж хороши там окрестности: белоствольные рощи, медовые луга …. огромные пруды».

Демьяново сыграло большую роль в творческой биографии Аполлинария Михайловича Васнецова. С 1903 по 1917 годы художник с семьёй регулярно проводил летнее время в гостеприимных владениях В.И. Танеева. «На небольшой территории имения … были и мрачные замшелые еловые леса, и просторные поля, и пахучие луга, весёлые берёзовые перелески», – вспоминал беззаботные демьяновские деньки сын художника Всеволод. Аполлинарий Васнецов написал более полусотни этюдов, в который отобразил живописные пруды, парки и аллеи танеевской усадьбы. В Демьянове он также читал лекции, посвящённые облику средневековой Москвы. В 1905 году по поручению Императорского археологического общества он обследовал местную церковь Успения Пресвятой Богородицы и сделал о ней доклад на заседании комиссии Московского археологического общества.

Именно эта церковь изображена художником на картине «Летний день». Она представляет собой скромных размеров кубическую постройку с полукруглой апсидой (в картине частично скрытой древесной зеленью) и луковичной главкой причудливой барочной формы. Лаконичной форме собора отвечает и минимальный декор: рёбра фасадов отделаны рустовкой (имитацией каменной кладки), небольшие зарешёченные окошечки слегка утоплены в стены. Над входным крыльцом на ажурных опорах расположен двускатный навес с надвратной иконой.

История создания храма Успения Пресвятой Богородицы в Демьянове восходит к XVI-XVII векам. В 1746 году на месте деревянной церкви появилась каменная. Спустя тридцать лет рядом выросла колокольня, соединённая впоследствии с храмом с помощью небольшой трапезной. Часть этой трапезной видна с правой стороны в пейзаже «Летний день».

Судьба демьяновской церкви складывалась непросто. В 1785 году усадьбу посетила Екатерина II со своим внуком Александром (будущим императором Александром I). Государыня присутствовала на молебне в Успенском храме и даже пожертвовала ему несколько икон. В 1939 году храм закрыли. После Великой Отечественной войны в нем размещались стеклодувные мастерские. Потом наступили годы разрухи и запустения. Лишь в конце XX столетия начались реставрационные работы, восстановившие первоначальный облик храма.

Пейзаж А.М. Васнецова представляет Успенскую церковь задолго до тревожных событий середины XX века. Мир природы здесь проникнут настроением гармонии и покоя. Светоносная цветовая палитра создает ощущение длящегося счастливого мига, созвучного лирическим мотивам стихов Ф.И. Тютчева:

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений