Корабль с именем «Саратов» в Чесменском сражении. Музейные легенды

Художник-моряк Алексей Петрович Боголюбов проявил себя непревзойденным историографом русского флота. В 1860 году Академия художеств присвоила ему звание «профессора морских видов», Александр П щедро расплатился за полотна о Крымской войне, заказал серию картин о победах Русского флота эпохи Петра I.

В воспоминаниях Боголюбов указывает, что «Государю Императору благо было дано повелеть эскизы в картинах исполнить для Военной дворцовой галереи». И далее:«Две мои картины военно-морской истории «Гренгамское сражение со шведами» и «Первое морское сражение адмирала Сенявина» тоже со шведами …мною писались для Зимнего дворца».

Художник А.Г. Горавский сообщал П.М. Третьякову: «Вообразите, какой молодец Боголюбов, выставил шестилетний свой труд, тридцать картин, пожалуй, с триста этюдов… Громко все кричат, что превзошел Айвазовского… бездна перспективы, глубины в картинах…»

Известно, что А.П. Боголюбов создал четыре цикла морских баталий: Первый посвящен победам в Крымскую кампанию 1853-1856 годов, второй - Петровским баталиям, третий – Русско-турецкой войне 1877-1878, четвертый - победам времен Екатерины Великой.

Картин, посвященных Чесменскому сражению, А.П. Боголюбов не писал, но интерес к этому значительнейшему событию в истории российского флота[i] привёл к любопытным находкам.

Несомненно, что саратовцам будет интересно узнать о неожиданном, можно сказать дерзком, поступке будущего адмирала российского флота Ивана Яковлевича Барша[ii]. Интрига в том, что в Чесменском сражении Иван Барш был назначен капитаном 66-пушечного корабля «Саратов» с последующим понижением в должности.

***

С момента объявления в 1768 году войны с Турцией были подготовлены две русские эскадры.

К началу сражения Первая русская эскадра под командованием Г.А. Спиридова состояла из 9 линейных кораблей, 3 фрегатов, одного бомбардирского корабля и 17 вспомогательных судов с общим вооружением около 740 орудий. Турецкий флот, которым командовал Ибрагим Хасан-паша, насчитывал 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и около 50 вспомогательных судов с общим числом орудий свыше 1400. Таким образом, неприятельский флот имел двойное численное превосходство в силах.

Несмотря на это турецкая эскадра после поражения в бою в Хиосском проливе была вынуждена отступить в Чесменскую бухту. В эти дни Екатерина II писала Вольтеру: «Мустафа запрещал верить в возможность прибытия моего флота в Средиземное море. Он говорил, что это слух, распространяемый неверными для устрашения служителей Магомета. Блистательная Порта, несмотря на свою блистательность, не отгадала этого...»

***

Иван Яковлевич Барш в составе Первой русской эскадры был капитаном корабля «Святослав». Еще 29 января 1769 года был назначен командиром батальона 1-й флотской дивизии, однако эту должность занимал недолго, поскольку в том же году, при отправлении эскадры адмирала Г.А. Спиридова в Средиземное море, осенние шторма нанесли ущерб экспедиции. Помимо поломок, на судах началась эпидемия, выкосившая 300 человек. Адмирал Г.А. Спиридов взамен нанял несколько сотен датских моряков. Вместо «Святослава», который из Копенгагена был отправлен в Ревель, Спиридов присоединил к своей эскадре линейный корабль «Ростислав», шедший из Архангельска на Балтику.

Эти обстоятельства и обусловили подготовку Второй российской эскадры под руководством Джона Эльфинстона, англичанина, всего лишь несколько месяцев назад прибывшего в Россию в скромном звании капитана I ранга. Секрет его назначения, однако, раскрывался весьма просто — благодетельствовал Эльфинстону не кто иной как президент иностранной коллегии Никита Панин, наставник великого князя Павла Петровича, будущего императора.

В состав Второй эскадры были определены корабли: «Саратов», «Тверь», «Не тронь меня», фрегаты «Надежда» и «Африка», пинки «Чичагов», «Святой Павел», «Депровиденц».

***

Вернемся к нашему герою повествования – Ивану Баршу. После командования кораблем «Святослав» в составе Первой эскадры, получившего повреждения, он вступает в состав Второй эскадры в качестве капитана корабля «Саратов» под командованием Джона Эльфинстона.

В справочных источниках указывается, что «в силу каких-то недоразумений с Эльфинстоном, Иван Барш, по распоряжению последнего, исполнял на корабле «Саратов» с 26 мая по 27 июля должность младшего лейтенанта, и в этой должности был участником Чесменского сражения», после которого возвратился в Петербург.

Сохранилась легенда, которая объясняет причину назначения Ивана Барша капитаном 66-пушечного корабля «Саратов» и дальнейшим понижением его в должности:

«По выходе за Дагерорт-остров ударил бешеный норд-норд-вест со шквалом и снегом. На пронзительном ветру матросов бил озноб, худые голландские бастроги помогали мало. Получив сильную течь, укрылась за Дагерортом «Африка». Не переставая, гремели цепные передачи помп на «Саратове» и «Не тронь меня». Но наибольшее испытание выпало на долю «Твери». Корабль остался без капитана: окончательно испугавшийся и растерявшийся каперанг Игнатьев заперся в каюте и беспробудно пьянствовал. В Копенгагене нагнала эскадру «Африка», а в последних числах ноября — отставший от Первой эскадры линейный корабль «Святослав». И сразу новый скандал! На этот раз его невольным виновником стал капитан «Святослава» бригадир Барш. За Иваном Баршем слава на флоте громкая. Бригадир морского корпуса не кончал, до всего своим умом дошел. Сам он на флоте с юнг, еще мальчишкой-волонтером отплавал пять морских кампаний. Старшего брата Барша — Василия — чтит и помнит весь флот российский. Геройски пал он на праме «Оли-фант» под Мемелем в прошлой войне. Не привык Иван Барш к хамскому с собой обращению и при первой же встрече выставил Эльфинстона тотчас со своего корабля. В тот же день лишил его контр-адмирал бригадирского брейд-вымпела и сместил со «Святослава» на 66-пушечный «Саратов».

Итак, Барш Иван Яковлевич принял в командование корабль «Саратов» в составе Второй эскадры, достигает Архипелага, где при Наполи-ди-Романия в 1770 году принимает участие в неравном бою с турецким флотом.

За это сражение Иван Яковлевич Барш 1 августа 1771 года был награждён орденом св. Георгия IV класса.



[i]В июле 2012 года президент России Владимир Путин внёс в перечень дней воинской славы 7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

[ii] Русский биографический словарь А.А.Половцова:

Барш Иван Яковлевич - адмирал, уроженец Вологодской губернии, начал службу с 1736 г., в качестве недоросля, волонтером в Балтийском флоте, и через 10 лет получил первый чин унтер-лейтенанта. Как отличный морской офицер, Барш быстро достиг капитанского ранга и командовал кораблями в практическом плавании флота в Балтийском море. В 1765—1767 годах он последовательно командовал кораблями «Св. Екатерина», «Тверь» и «Три Святителя». В 1769 г., при отправлении эскадры адмирала Спиридова в Средиземное море, Барш командовал кораблем "Святослав", с которым, по причине повреждений, возвратился из Копенгагена в Ревель, и поступил в состав эскадры контр-адмирала Эльфинстона, отправившейся в том же 1769 г. из Балтики в Средиземное море. Но в силу каких-то недоразумений с Эльфинстоном, он, по распоряжению последнего, исполнял на корабле с 26 мая по 27 июля должность младшего лейтенанта, и в этой должности был участником Чесменского сражения, после которого возвратился из Архипелага в Петербург. С 1773 г. Барш, будучи произведен в контр-адмиралы, плавал с флотом, ежегодно в Балтийском море, а в 1788 г., произведенный в вице-адмиралы, был назначен главным командиром Архангельского порта. По случаю начавшейся войны с Швециею, он привел порт в оборонительное положение, выслал в Белое море военные крейсеры и построил канонерские лодки для защиты двинских устьев. В 1790 г. Барш был произведен в адмиралы, а 30 сентября 1797 г. уволен от службы.


Комментарии: 1
0
Юлия Ярославкина
Интернет-источники сохранили летопись-воспоминание участников Чесменского сражения, посвященное адмиралу Грейгу (рукопись) *. В каталоге против этой рукописи сделана отметка: «без конца». Рукопись завершается так: «1 июля ветер и течение продолжались в такой же силе от севера. Найдя невозможным вылавировать из Хиосского пролива, адмирал Эльфинстон с кораблями «Святослав», «Саратов» и «Не тронь меня», фрегатами «Африка» и «Надежда», составлявшими эскадру его, снялся с якоря и спустился под ветер».
В рукописи упоминается об участии в Чесменском сражении прадеда Александра Сергеевича Пушкина - Абрама Петровича Ганнибала. (Родился в семье эфиопского князя около 1697 г. Приехал в Россию (здесь он умер в 1781 г.) В частности, Абрам Ганнибал - участник взятия крепости Наваринской: «Губернатор, опасаясь приступа, предложил сдать крепость и заключил капитуляцию с бригадиром Ганнибалом и капитаном Борисовым, вследствие чего 10 апреля русские войска вступили в крепость...» Также в рукописи указывается, что «приготовление брандеров ** было предоставлено бригадиру Ганнибалу, который к вечеру 25-го числа совершенно изготовил их к действию». http://voinanet.ucoz.ru/index/chesmenskoe_srazhenie_2/0-1533

* Грейг Самуил Карлович (1736 – 1788) – в русско-турецкую войну 1768-1774 гг. командир отряда кораблей эскадры адмирала Г.А. Спиридова. В Чесменском бою командовал кордебаталией (центром эскадры).

** Брандеры — это горящие корабли, используемые для приближения к флоту противника и его поджога. Брандеры могут использоваться лишь в обороне. Каждый брандер уничтожает боевой корабль противника, а затем сгорает сам.

Про корабль с именем «Саратов» известно, что он входил в серию 66-пушечных кораблей, строившихся в С.-Петербурге и Архангельске. С 1733 по 1774 было построено 58 кораблей данного типа — самая большая серия крупных кораблей Российского флота. Они участвовали во всех плаваниях и боевых действиях флота в период с 1734 по 1790. Проект был очень удачным. Корабли имели высокие мореходные качества, хорошую остойчивость и маневренность, при свежем ветре развивали скорость до 8 уз.1200 т; 46,5x12,3x5,4 м; 66 ор. (24-, 12- и 6-фн); 600 человек. Заложен «Саратов» 20.8.1762 на Соломбальской верфи. Строитель В. Селянинов. Вошел в состав Балтийского Флота.Спущен на воду – 30.04. 1765 ; Выведен из состава флота - 1786, разобран.
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений