Веселова Нина Леонидовна. «Парадная лестница Екатерининского дворца»

Образ разрушенной парадной лестницы, пожалуй, одно из самых выразительных свидетельств трагедии Екатерининского дворца. Построенная в царствование Екатерины II архитектором Ч. Камероном, парадная лестница из красного дерева заняла место спроектированного Растрелли Китайского зала. В 1860–1863 годах И.А. Монигетти перестроил ее в стилистике рококо, исполнив лестницу в белом мраморе и украсив сквозными резными балюстрадами, китайским и японским фарфором, напоминающим об изначальном оформлении этой части дворца. Расположенные в три яруса большие окна пропускали во дворец первые лучи восходящего солнца, которые встречала скульптура «Просыпающийся амур» В.П. Бродзского. Вечером же с западной стороны солнце постепенно погружало в тень «Спящего амура». В стену парадной лестницы был встроен изысканной работы барометр, показывающий погоду за окном.

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил все декоративное убранство Парадной лестницы, в том числе живописный плафон Ж.-М. Вьена «Триумф Венеры» и две картины Г. Рени — «Похищение Европы» и «Галатея». Частично сохранились лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин. Лепной декор стен, обрамляющие дверные проемы кариатиды, скульптуры Амуров были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.

Рисунки ленинградских художников, приехавших в 1944 году в Пушкин, стали наглядным свидетельством страшных разрушений города и его дворцово-паркового ансамбля. Более 30-ти работ, хранящихся в собрании музея-заповедника «Царское Село», будут представлены с 10-го июня на выставке «Рожденные дважды» в Радищевском музее. Индивидуальное восприятие каждым художником общей для всех трагедии дополнят подлинные фрагменты отделки дворцов и павильонов. Сотрудники «Царского Cела», которые обнаружили их на развалинах и сохранили после войны, знали, что наступит время, и материальные свидетельства превращённых в руины памятников станут бесценными образцами для будущих восстановительных работ.

О разрушениях царскосельского ансамбля и его возрождении расскажут и другие экспонаты выставки – чертежи, документы, рукописные материалы, фотографии.

*Веселова Нина Леонидовна (1922–1960)

Художник, живописец, кандидат искусствоведения, член Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. Училась в Ленинградской средней художественной школе, которую окончила в 1941 г., и в тот же год поступила на факультет живописи в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина по классу Б.В. Иогансона; окончила в 1950 г. С 1950 по 1954 г. училась в аспирантуре у А.М. Герасимова, подготовила работу «Идет экзамен» (1954). Участник выставок с 1939 г. Ее произведения находятся во многих музеях России. Много картин исполнено совместно с Л.В. Кабачеком, Ю.Н. Тулиным и др.

(Л. В. Бардовская. Из каталога выставки «Рожденные дважды» ГМЗ «Царское Cело» 2023г. ®)


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений