Выставка работ В.Ф. Орехова (1873-1942). К 150-летию со дня рождения художника

Автор:  Перегородова Алла Вячеславовна

Дата мероприятия:  01.03.2023  —  27.04.2023
Телефон:  (84595) 2-10-94

В Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина экспонируется выставка «В.Ф. Орехов. К 150-летию со дня рождения».

Василий Фёдорович Орехов (1873-1942) – один из плеяды художников рубежа 19-20 веков, стоявших у истоков художественного мира Хвалынска и составляющих славу города, один из «гениев» этого места. Первоначальные художественные навыки постигал у местного иконописца. С 1893 года учился в частной художественной школе Ф.Е. Бурова в Самаре. В 1904 году с отличием закончил живописное отделение Казанской художественной школы, с правом поступления в Императорскую Академию художеств без конкурса, но из-за политических событий 1905 года обучение в Академии было прервано. Во время поездки за границу (1906-1907), в Париже, он учился в частной свободной Академии Гранд Шомьер. Это путешествие в целом сыграло важную роль в жизни Василия Фёдоровича, в Греции он впервые принял участие в археологических раскопках, и позже в автобиографии он писал: «Рим, Флоренция, Афины и Элевзис, художественные руины и музеи этих городов оставили неизгладимое впечатление и заставили меня стать археологом». Возвратившись на Родину, он получает и профессию археолога.

Материалы его раскопок и археологических сборов на территории Хвалынского уезда обогатили музей Саратовской ученой архивной комиссии, а позже стали основными экспонатами археологической коллекции Хвалынского краеведческого музея. Некоторые находки Орехова можно и сейчас видеть в московских музеях.

Женой В.Ф. Орехова стала Ольга Алексеевна Радищева (правнучка А.Н. Радищева) и после женитьбы, до 1917 года он являлся хозяином дома, в котором расположена картинная галерея и находится большая часть его сохранившегося творческого наследия. В экспозиции картинной галереи можно видеть настенные шкафчики (ключники) с живописным декором, выполненным Василием Фёдоровичем.

С 1923 по 1942 годы Орехов работал в краеведческом музее, сначала научным сотрудником, последние два года – директором. По его инициативе в музее был выделен художественный отдел, располагавшийся вначале в небольшой комнате, а позднее послуживший основой для открытия картинной галереи. Среди первых дарителей был К.С. Петров-Водкин, в 1931 году он подарил картину «Семья художника» (1903). Приезжая на родину, Кузьма Сергеевич непременно встречался с Ореховым, они дружили ещё с самарской школы. Многое их объединяло – любовь к искусству, к хвалынской земле, интерес к древней истории.

Василий Федорович занимался и педагогической деятельностью. Преподавал в школах Хвалынска, во время отъезда из родного города после революции – в женской гимназии в Петропавловске и строительном техникуме в Иркутске. К нему в музей приходили будущие хвалынские художники: В.М. Милушкин, считавший его своим первым учителем, Г.И. Лбов, позже они получили профессиональное художественное образование, а некоторые, как Г.П. Егорычев, В.П. Белозеров, всю жизнь занимались искусством как любители. Он не только учил их основам художественной грамоты, но и делился высокой общей культурой, которой обладал сам.

Жажда творчества никогда не покидала страстного археолога, музейщика, педагога.

Учёба в парижской Академии, знакомство с новым французским искусством оказали существенное влияние на художественное становление Орехова. В натурном этюде с изображением Парфенона он демонстрирует владение импрессионистическими методами. Но в дальнейшем живописные приёмы импрессионизма он сочетает с приверженностью к реалистическим традициям.

Вскоре после возвращения из-за границы Орехов создаёт цикл акварелей, выполненных на листах размером с открытку. В них отражен интерес художника к древней истории и мифологии. Перед зрителем предстают то античные развалины, то крест-голубец у пруда, то персонажи древнегреческих и славяно-языческих мифов и сказок: сатиры, вакханка с сатирисками, Баба Яга, Змей Горыныч, ведьма, Чудо-юдо рыба кит, молодец на перекрестке трех дорог... Эти образы влекут в самые дальние дали прошлого, в глубь исторического бытия, к истокам народной мудрости. В этом цикле акварелей выражено его стремление к архаизму. Как археолог, открывая культурные слои при раскопках, Орехов находит предметно-вещественные доказательства существования былых культур, а как художник проникает в древнюю душу народа, в вековечную духовную сущность человечества.

Сохранился небольшой акварельный лист, эскиз «Песнь о давно минувшем». Изображён древний старик, сидящий с гуслями на небольшом холмике. Все здесь стилизовано: гусляр с развевающейся бородой на ветру, насыпной холмик (могильник), низко бегущие облака по небу, ветер треплет жиде­нькие деревца. Судя по надписи в верхнем правом углу акварельного листа, художник думал писать картину по этому эскизу. Позже, уже после Великой Отечественной войны, один из хвалынских художников Василий Алексеевич Трифонов написал по нему картину, воплотив в жизнь идею Орехова.

К сожалению, дошедшее до наших дней художественное наследие Василия Фёдоровича невелико, многое из созданного Ореховым в искусстве попросту пропало или было растеряно во время переездов по Сибири (после революции). Но сохранившееся наследие весьма разнообразно по жанрам, технике и манере исполнения. Большую часть составляют хвалынские пейзажи. Чаще всего художник обращается к зрелой летней поре и золотой осени, среди любимых мотивов – лесистые холмы, берега Волги. То это «камерные» мотивы – группы деревьев на склоне холмов или уголки леса, то пейзажи, передающие панораму гор. Любил Василий Фёдорович пи­сать этюды на Сосновом острове. На них ометы сена, тихие озера с ветлами по берегам. Теперь все это стало дном водохранилища, и эти этюды Орехова представляют не только художественную, но и краеведческую ценность. Это правдивые и вместе с тем лирические образы природы. Колорит строится на нежнейших градациях и переходах цвета. «Тонкий цветовик» – так называл Орехова другой хвалынский художник В.В. Поляков. Для этюдов характерна мягкая и спокойная интонация, они привлекают искренностью и любовью к изображаемому.

В 1930-е годы Василий Федорович, вероятно, часто писал пейзажи с натуры в минуты отдыха во время полевых археологических работ. Цвет выжженной на солнце травы формировал его цветовосприятие. Чаще всего это небольшие односеансные этюды,. В его поздних небольших пейзажах серебристый колорит ранних работ уступает место охристому, «землистому», с мягкими коричневатыми переходами. Манера письма становится более широкой и свободной, освещение ровное, рассеянное, позволяющее Орехову добиться единой тональности и цельности колорита. Но уровень исполнения не всегда соответствовал возможностям одарённого художника, чувствуется, что многие работы написаны наспех, на «подручном» материале – небольших по размеру листах картона или холсте без подрамника.

Обращался Орехов и к жанру натюрморта. В композиции со спелыми плодами он использует просветительский журнал «Старые годы», содержащий ценный иллюстративный и архивный материал по живописи, скульптуре, графике, прикладному искусству, костюму. Наверняка, для любознательного музейного сотрудника он был настольным.

Сохранилось несколько портретных работ. На портретах люди из его окружения. Их внутренний мир близок художнику, это и его мир – отсюда, наверное, убедительность образов. Среди лучших – «Портрет отца» и «Портрет О.А. Радищевой», они представлены в постоянной экспозиции картинной галереи.

Среди немногочисленного ореховского творческого наследия есть несколько портретов в карандаше. На одном – миловидная девушка. В изображении доминирует плавный ритм линий, лёгкость касаний, прозрачность. Запечатлен и ученик Василия Федоровича, В.А. Трифонов. Это очень мягкий по манере исполнения рисунок. Форма головы «лепится» художником не светотенью, а тонкой, круглящейся по форме головы, штриховкой.

Сохранился и эскиз последнего автопортрета Орехова, написанный уже на склоне лет. С лёгким прищуром в сторону взгляд, в котором мудрое спокойствие, глубина мысли и огромный жизненный опыт. Лицо едва тронуто улыбкой, от него исходят свет и тепло, неотразимо притягивавшие людей. Эмоциональному состоянию найдено тонкое цветовое соответствие – мягкий тёплый колорит. Вряд ли художник приукрашивал себя, о нём сохранились воспоминания как о человеке большой доброты и сердечности.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений