Кружка с апостолами. Германия, Вестервальд. Копия XIX века по модели мастерских Кройссена XVII столетия. Цикл «Пивная кружка как наглядная проповедь»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Кружка с апостолами. Германия, Вестервальд.  Копия  XIX  века по модели мастерских Кройссена XVII столетия. Цикл «Пивная кружка  как наглядная проповедь»
Дата мероприятия:  25.10.2022  —  20.11.2022

Каменная масса – особый вид керамики, которая после обжига при 1300º приобретала плотный черепок и каза­лась выточенной из камня. Она стала изготавливаться в XVI веке в Германии, богатой залежами глины нужно­го качества, и по сей день воспринимается немцами как национальное производство – не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с керамической кружкой в руке.

Весь XIX век Германии проходит под знаком мифа о великом немецком средневековье, вызвавшем запрос на художественные изделия из каменной массы. Кружки и кувшины, с фантастическими гербами, сценами из Нового и Ветхого завета, а также из жизни средневековья, снабженные нравоучительными изречениями о пользе и вреде пития, стали объектом собирательства. Основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов, не смог остаться к ним равнодушным – именно от него поступила основная часть предметов немецкой керамики.

Кройссен (Франкония) – один из самых значительных центров керамического производства в Германии XVI –XVIII вв. Любимая форма кройссенской керамики – кружка («Humpen»), с широким фризом в центре. Полихромные изделия появляются в первой четверти XVII века. Кружка из Радищевского музея сделана в XIX веке по образцам сосудов Кройссена, но из другого материала – пористой керамики. До 1919 года она находилась в собрании известного коллекционера декоративно-прикладного искусства П.А. Васильчикова, Саратов.

На некоторых немецких пивных керамических сосудах присутствуют религиозные сюжеты, один из самых распространенных – изображение двенадцати апостолов. Так, на кружке из Радищевского музея весь широкий фриз занимает полихромный рельеф с апостольской сценой. Апостолы расположены в строгом порядке согласно Евангелию от Матфея, глава 10 (2-4). Их имена написаны сверху: Петр, Андрей, Иаков Старший, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Младший, Иуда Фаддей, Симон, Матфий. Апостолы показаны со своими атрибутами: Петр – с ключом, Иаков Старший – в шляпе пилигрима и с посохом, Матфей с угольником, Иуда Фаддей с дубиной и камнем. В центре – агнец, символизирующий Христа.

Нам кажется удивительным очевидный контраст назначения предмета – кружки для пива, с тематикой ее декора. Однако при изучении предметов европейского декоративно-прикладного искусства, в том числе бытовой керамики, выяснилось, что здесь нет ничего необычного. В отличие от России, от других стран православного вероисповедания, в Западной Европе, в частности, в Германии, проповедь сопровождала человека постоянно, через бытовые вещи, которые его окружали. В таких предметах, наряду с декоративным началом, есть назидательный, морально-нравственный аспект. Присутствие за столом апостолов и самого Господа (в образе Агнца), даже в виде изображений на пивной кружке, требовало умеренности и достойного поведения во время пиршества. Этим и объясняется большая популярность «апостольских» кружек.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений