Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Финифтяной образок–дробница «Воскресение христово» из усадьбы Зубриловка. Цикл «Благословенный дар»

Автор:  Богатырева Ольга Анатольевна

  • Финифтяной образок–дробница «Воскресение христово» из усадьбы Зубриловка. Цикл «Благословенный дар»
30.09.2022  —  31.10.2022

В Радищевском музее хранится редкое собрание культовых памятников, происходящих из усадьбы Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии (ныне территория Пензенской губернии). С конца 1780-х годов это имение принадлежало дворянской семье Голицыных-Прозоровских. Судьба усадьбы печальна: в начале XX века в результате крестьянских волнений она, одна из первых в стране, подверглась разорению и опустошению.

В 1930-х годах, чудом уцелевшие в перипетиях истории, культовые произведения поступили в собрание Радищевского музея. Ныне эти предметы можно увидеть в постоянной музейной экспозиции – Евангелие в серебряном окладе, напрестольный крест, дарохранительница, кадило. Все церковные реликвии являют собой пример превосходной работы московских мастеров-ювелиров конца XVIII века.

Многие из сохранившихся реликвий украшены дробницами изящной живописной эмали с сюжетами из Библии и Евангелия. По преданию, владельцы имения Зубриловка, любители искусства и коллекционеры, пожертвовали богослужебные предметы для выстроенной в 1796 году усадебной Спасо-Преображенской церкви. Именно оттуда происходит представленный образок-дробница «Воскресение Христово». Он является частью комплекта финифтяных дробниц, которые некогда украшали несохранившийся до наших дней оклад Евангелия. Оформление богослужебных книг в драгоценный убор было традиционным для русской культуры. Оклад Евангелия имел глубокое символическое значение и одновременно наглядно отображал содержание книги.

Как известно, Святое Евангелие, повествующее о земной жизни, смерти и Воскресении Иисуса Христа, было написано четырьмя евангелистами: апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Поэтому неслучайно на драгоценных уборах книги помещались их изображения. Среди них центральное положение занимал образ Воскресения Христова, ведь главный смысл всего евангельского повествования заключался в провозглашении торжества жизни над смертью. По преданию, на третий день после смерти на Кресте и погребения Иисус Христос возвратился к вечной жизни.

Самые ранние изображения Воскресения Христова появились в первые века христианства. В Средние века в западноевропейской художественной традиции возник образ Иисуса Христа, исходящего из Гроба. В России эта иконография стала известна в XVIII веке. Однако в православии было принято изображать Спасителя не стоящим на Гробе, а как бы парящим в воздухе над ним со знаменем и (или) крестом в руках. Именно такое истолкование легло в основу изображения образка-дробницы из музейного собрания. Иисус Христос представлен на фоне облаков, Лик Его совершенно спокоен и уверен. Это изображение созвучно самому сакральному и торжественному моменту Евангелия.

Музейный образок-дробница выполнен в технике цветной эмали или финифти (от греч. блестящий). Так традиционно она именовалась в России. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где назвалась «огненным письмом». Эмаль – это особый сплав стекла, обычно в виде порошка, в который затем добавлялись различные окиси металлов, придающие изделию определенный цвет. После обжига такой сплав превращался в твердую блестящую массу с устойчивыми, яркими красками. Технология производства цветных эмалей требовала мастерства и колоссального опыта. Однако русские ювелиры быстро освоили новую технику и стали украшать ею иконы, оклады религиозных книг церковную утварь, а также бытовые предметы.

Со временем в России сложилось несколько художественных центров финифтяного промысла. В XVIII–XIX веках главенствующее положение в области производства живописной миниатюры на эмали занимали Москва и Ростов Великий.

Цветовая гамма эмали, в которой преобладает серый тон, а также активное использование золота в росписи, отличавшее изделия московских мастеров, указывают на позднее происхождение памятника – первую половину XIX века, и принадлежность его московской школе.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"