Цикл «Большая картина. Передвижники». Прянишников И.М. Общий жертвенный котел в престольный праздник. 1888 г.

Автор:  Приклонская Вероника Викторовна - заведующий отделом

  • Прянишников И.М. Общий жертвенный котел в престольный праздник. 1888 СГХМ
Дата мероприятия:  30.08.2022  —  25.09.2022

Мастер жанровой живописи второй половины ХIХ века Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894) один из ярких представителей Товарищества передвижников, основополагающими художественными принципами которого были реализм, выявление национальных особенностей и постановка социальных проблем. Выходец из небогатой купеческой семьи, Прянишников с раннего детства любил рисовать. Посланный отцом в Москву постигать премудрости торгового дела, он поступил в художественное училище, однако через год прекратил обучение из-за отсутствия денег. Через несколько лет вернулся и уже не сворачивал с избранного пути.

Молодого художника прославила выпускная работа «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865, Третьяковская галерея), где в острокритическом ключе показан хорошо знакомый ему быт московского купечества. В дальнейшем повседневная жизнь города стала для Прянишникова основной темой, но не единственной. Художник занимался религиозной живописью, с удовольствием писал картины на темы охоты и рыбной ловли, а также произведения батального и исторического жанров. Его картина «В 1812 году» (1874, Третьяковская галерея), где изображены плененные крестьянами французы, стала хрестоматийной.

В 1880-е годы, после поездок на Русский Север Прянишников обратился к крестьянской теме. Он был одним из первых, кто обрисовал быт, обряды и обычаи этого края, мало изученного в то время. Сюжетом картины «Общий жертвенный котел в престольный праздник» послужил общинный обычай угощения, когда каждый жертвовал посильно в общий котел. Он ведет свое начало от древнерусских братчин, когда во время совместного пирования решались самые разные вопросы и происходили гуляния.

На пологом берегу неглубокой реки расположились группы крестьян, приехавших на престольный праздник. На горизонте виднеются широкие приземистые деревянные постройки. Темными силуэтами рисуются очертания их треугольных крыш. В картине все неспешно, размеренно – от неторопливого поворота реки до степенных движений крестьян и понурых лошадей. Во всем чувствуется эпическое спокойствие, художником ведется неторопливое повествование о разных людях, которые составляют единый организм и в тоже время отличаются особенностями внешнего облика, характеров, поведения. Слева группа крестьян у костров, где кипит работа: один мешает в котле варево, другой регулирует огонь. За завесой дыма стоят ребятишки, поджидая угощение. На первом плане полукругом сидят крестьяне и с интересом слушают монаха-странника. Он увлеченно что-то рассказывает, жестикулируя руками. Группа выделена солнечным светом. Красными и желтыми цветовыми пятнами разбросаны по полотну женские платки, рубахи и сарафаны. Солнце ложится бликами на дуги колес телеги.

Из общей массы взгляд иногда выхватывает странные фигуры, например, молодого человека, одетого вполне обыкновенно, но своей вальяжной позой, засунутой в карман рукой выделяющегося из крестьянской толпы. Особенно привлекателен образ девушки, обхватившей дрова тонкими руками. Поленья, сложенные у костра и в руках у девушки, крупно нарубленные, торчащие заостренными концами свежего дерева, очень живописны. Красив натюрморт из посуды и связанных пучками ложек. Яркими бликами солнце играет на их лакированных округлых боках.

Тщательно отделанные частности первого плана привлекают внимание и выдают в художнике увлеченность местным колоритом, «декоративностью». Эти черты будут развиты в творчестве молодого поколения московских художников, к формированию которых Прянишников имел непосредственное отношение. С 1873 года и до конца жизни он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики с благодарностью вспоминали о нем. Константин Коровин писал: «Это был честнейший человек, человек свободы и силы… Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник».

Картина находилась в собрании коллекционера П.М. Третьякова и поступила в Саратовский Радищевский музей в 1932 году из Третьяковской галереи (Москва).


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений