Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Ярославская икона «Богоматерь Владимирская» рубежа XVII–XVIII веков Выставка из цикла «Образ сквозь века»

Автор:  Ильина Ирина Анатольевна - заведующий сектором

  • Ярославская икона «Богоматерь Владимирская»  рубежа XVII–XVIII веков Выставка из цикла «Образ сквозь века»
Дата мероприятия:  05.08.2022  —  05.09.2022

Радищевский музей продолжает знакомить зрителей с произведениями из своих запасников, недоступных широкой публике. Икона ярославского мастера «Богоматерь Владимирская» конца XVII – начала XVIII века являет собой удивительное творение, в котором причудливо сочетаются художественные традиции и новации этой интересной эпохи.

По правилам православного иконописания, каждая икона должна восходить к раннему образцу, дабы сохранить связь с первообразом. В случае с изображением Богородицы предание указывает на икону, написанную самим евангелистом Лукой. С этим легендарным произведением связывались многие богородичные иконы, в том числе и древний образ из константинопольской Влахернской базилики – храма возле дворца византийских императоров, где произошло легендарное явление Девы Марии. С этого образа в свою очередь была написана икона «Богоматерь Владимирская», попавшая на Русь в 1131 году в качестве подарка Константинопольского патриарха Луки Хризоверга киевскому князю Мстиславу Владимировичу.

Этот образ, уже в первые годы своего пребывания на русской земле поражал не только явленными чудесами, но и своим высокохудожественным решением. Он относится к наиболее эмоциональному и лиричному богородичному типу – «Елеуса» (ελεουσα (греч.) – «Милостивая»). Богородица, ласкающая Сына, предстает здесь как символ души, находящейся в общении с Богом; одновременно в Ее печали предчувствуется будущее оплакивание. В 1155 году икона была перевезена князем Андреем Боголюбским в город Владимир, с того времени она именуется Владимирской.

За долгую историю бытования чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская» с нее были написаны многочисленные списки. В каждом из них иконописец тщательно придерживался иконографии прославленного образа, в то же время он старался привнести и свое понимание красоты. Так, и ярославская икона из Радищевского музея наглядно представляет эстетические пристрастия эпохи и художественные достижения иконописной школы Ярославля.

Основанный в XI веке, Ярославль имеет богатую историю, насыщенную историческими и культурными событиями. Расцвет ярославского искусства пришелся на XVII столетие, когда в городе значительно возрастает численность населения и ярославские купцы приобретают финансовое могущество. Их тщанием сооружаются в Ярославле многочисленные храмы, которые украшаются яркими искусными иконами. Местная художественная школа в это время приобретает широкую популярность.

Ярославский образ «Богоматерь Владимирская» попал в Радищевский музей в 1958 году в составе небольшой, но очень интересной коллекции икон. Все они находились в тяжелом состоянии, и для их восстановления потребовалось несколько десятилетий работы московских и саратовских реставраторов. Икона Богоматери местами утратила верхний живописный слой, тем не менее, до сих пор видна работа хорошего мастера.

Богородица нежно склонилась к Младенцу, который в свою очередь прижимается щекой к Ее щеке. Мелкие изящные черты лика Девы печальны. Иконописец тщательно передал его объемы с помощью сильного вохрения на темном санкире, что заставляет вспомнить о произведениях строгановских мастеров начала XVII века. Мафорий Богоматери испещрен многочисленными мелкими складочками, а его края украшены драгоценной каймой и тонкой орнаментальной вышивкой. Тонкое почти ювелирное письмо одежд Матери и Младенца свидетельствует о высоком профессионализме иконописца.

В целом, памятник наглядно показывает стремление ярославских мастеров конца XVII века к изощренной декоративности, в этом ключе осмысливается каждая деталь произведения. Так, Богоматерь представлена на зеленовато-голубом фоне средника, расписанного пышными курчавыми облаками. Интересно выполнены нимбы – на розовом теплом фоне расходятся серебристые лучи. Эти декоративные элементы встречаются и на других ярославских иконах рубежа XVII–XVIII веков, что позволяет датировать саратовский памятник. Чувствительность ярославских иконописцев этого времени к современным, в том числе и европейским новациям, которую можно видеть и в иконе «Богоматерь Владимирская» из саратовского собрания, указывает на дальнейшие пути развития русского религиозного искусства.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры