Издания с универсальным экслибрисом в коллекции Радищевского музея. Цикл «Книжные сокровища»

Автор:  Чертилина Ольга Владимировна

Согласно различным словарям, экслибрис (от латинского ex libris – из книг) – книжный знак, указывающий принадлежность книги с именем владельца и рисунком. Существует несколько видов экслибриса: гербовый (с гербом), вензелевый (с начальными буквами имени и фамилии), сюжетный (с сюжетной композицией), шрифтовой (наборный типографский с текстом, часто в рамке). Он бывает и в форме бумажного ярлыка на внутренней стороне переплёта, и штемпеля на листах книги, и в форме суперэкслибриса на переплётных крышках или на корешке.

Интересная разновидность экслибриса – универсальный книжный знак – получила распространение на рубеже XIX – XX веков. Типографский или в виде книжного ярлыка, он печатался со специальным пробелом для указания имени владельца. Некоторые издательства выпускали подобные экслибрисы для продажи или заранее помещали на форзаце книги. В России в 1910 году приобрели известность художественные универсальные экслибрисы художников «Мира искусства» Г.И. Нарбута и С.В. Чехонина для ведущих российских издательств. Нарбут выполнил универсальный экслибрис по заказу издательства «Образование», а Чехонин – для издательского общества Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Этот вид книжного знака не нашёл особо широкого применения. В настоящее время типографский универсальный экслибрис, иногда, встречается на детских книгах.

В книжном собрании Радищевского музея универсальных экслибрисов немного. Рассмотрим два таких знака XIX – начала XX века на немецком и американском изданиях.

Типографский универсальный экслибрис можно видеть на берлинском издании «Леонардо да Винчи» («Leonardo da Vinci». Berlin. Bard, Marquardt, Co. 1907) из серии «Искусство: сборник иллюстрированных монографий» («Die Kunst: Sammlung illustrierter Monographien»). Девятый том серии издан под редакцией Рихарда Мутера (Richard Muther. 1860 – 1909), немецкого искусствоведа, преподавателя и писателя. Всего выпущено 64 тома. Каждый из них дополняют фотогравюры и украшает издательский сигнет (издательская марка), представляющий собой вензель из замысловато переплетённых инициалов «В.М.» (Bard Marquardt) на фоне растительного орнамента.

Книжный знак двухцветной печати содержит изображение щита с лилиями и имеет владельческую надпись от руки: Ф. Гессе Октябрь. 1912. Любопытна и ещё одна надпись на книге на немецком языке: Госпоже Тамаре на память о нашем совместном чтении. Весна. 1922. Ф. Гессе.

Ещё один универсальный экслибрис в виде книжного ярлыка расположен на форзаце труда Джона Рёскина «Современные художники» («Modern Painters». New York. John Wiley, Sons. 1885). Книга вышла в подписном переплёте американского издательства Даниэля Лотропа (D. Lothrop, Co), с орнаментальными концовками и заставками на страницах.

Её автор Джон Рёскин (John Ruskin. 1819 – 1900) – известный английский литературный критик и писатель, художник, искусствовед, первый почётный профессор искусств Оксфордского университета (1869). Пятитомник «Современные художники» издавался в 1843 – 1860 годах, на основе материала, собранного им в Швейцарии в 1842 году.

На экслибрисе изображены флаги России и Америки и раскрытая книга. Есть также надпись: Героическому народу Советского Союза от народа Америки. «Дар Эдит Гленн Саутвелл. Бёрлингтон. Штат Айова. США» (To the Heroic People of the Soviet Union. From the People of America. «Gift of Edit Glenn Southwell. Burlington. Jowa. USA». Via Rissian war Relief).

В 1945 году по всей Америке начали собирать книги для Советской России, пострадавшей от немецких захватчиков. В сборе книг принимали участие: библиотеки, школы, университеты, книжные издательства, редакции газет, церковные общины, благотворительные общества, Национальная лига женщин-писателей, частные лица. На форзаце каждой из этих книг на особом ярлыке писали имя вкладчика или организации.

Экземпляр Радищевского музея был подарен Эдит Гленн Саутвелл (Edith Glenn Southwell. 1885 – 1971). О её судьбе известно очень мало. Эдит родилась в Де-Мойне, штат Айова, США, в семье Хэтти Мур (1863 – 1955) и Уильяма Брэдли Саутвелла (1862 – 1920). Её отец Уильям Брэдли Саутвелл был издателем старейшей газеты Айовы «Бёрлингтонский ястребиный глаз» («The Burlington Hawk Eye».), основанной в 1837 году, и занимал множество должностей в различных коммерческих и общественных организациях, ассоциациях, комиссиях и комитетах: директор коммерческой биржи, член городского школьного совета, член консультативного совета Бёрлингтонского отделения Американского Красного Креста… Около 20 лет (с 1900) Эдит прожила в Бёрлингтоне. Умерла в возрасте 86 лет и была похоронена на кладбище Аспен-Гроув (Aspen Grove Cemetery), в городе Бёрлингтон, округ Де-Мойн (Des Moines), штат Айова, США.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений