Цикл «Образ сквозь века» Ярославская икона конца XVII века «ВОСКРЕСЕНИЕ–СОШЕСТВИЕ ВО АД»

Автор:  Ильина Ирина Анатольевна - заведующий сектором

  • Цикл «Образ сквозь века» Ярославская икона конца XVII века «ВОСКРЕСЕНИЕ–СОШЕСТВИЕ ВО АД»
Дата мероприятия:  29.06.2022  —  05.08.2022

В 1958 году в Радищевский музей из Ярославского художественного музея были переданы девять икон, которые представили в саратовском собрании одну из самых ярких отечественных иконописных школ. В послевоенные годы богатейший фонд древнерусской живописи в Ярославле переживал не лучшие времена: иконы хранились в тяжелейших условиях, многим из них требовалась срочная реставрация. После длительного восстановления усилиями реставраторов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря и Радищевского музея выяснилось, что все эти произведения обладают высокими эстетическими достоинствами. Среди них своим миниатюрным письмом особо выделяется икона «Воскресение-Сошествие во ад» конца XVII века.

В XVII столетии в Ярославле увеличилась интенсивность общественной и, как следствие – художественной жизни, что, прежде всего, отразилось в расширении храмового строительства. Появилось большое число новых церквей, интерьеры которых были сплошь украшены росписями, располагавшимися ярусами в семь-восемь рядов. На стены храмов словно бы выплеснулась шумная жизнь города с его многолюдьем и круговоротом событий.

В это время монументальная и станковая живопись активно влияли друг на друга. Темами для многих фресковых циклов и икон часто избирались объемные литературные произведения, художники стремились перевести их на язык живописи как можно ближе к тексту. Это привело к созданию живописных памятников с обширными житийными и бытийными циклами, многочисленными побочными сценами, размещенными в архитектурном или пейзажном окружении. Наиболее популярным становится «мелочное» письмо с большим количеством деталей, обладающее повышенной информативностью. Подобные памятники нередко теряли целостность иконописного образа, для их восприятия требовалось длительное время и напряженное внимание – иными словами, приходилось «читать» как книги.

Эти особенности отличают и икону «Воскресение-Сошествие во ад» из саратовской коллекции. Данное произведение – небольшой молельный образ, детали которого невозможно рассмотреть невооруженным глазом. В то же время в его основе лежит развернутый вариант иконографии, совмещающий историческое (Восстание от гроба) и символическое (Сошествие во ад) изображение Воскресения Христова.

Иконография образа Воскресения Христова имеет длительную историю формирования, прежде всего, потому что само событие описано достаточно скупо. Евангелие упоминает о «великом трусе» и «отвалении» ангелом камня от входа в погребальную пещеру. Кроме того, в евангельских текстах присутствует указание на то, что когда Христос испустил дух, то «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов по воскресении его, вошли во святой град, и явились многим» (Матфей, XXVII, 52–53). Данная тема получила развитие и обогащение целым рядом новых подробностей в апокрифических сочинениях «Евангелие Никодима» и «Слово Евсевия».

В итоге в середине XVII столетия окончательно сформировалась композиционная схема, которую можно видеть и в саратовском памятнике. Обе сцены – Воскресения и Сошествия во ад – изображены строго одна над другой и композиционно связаны диагональю шествия праведников из ада в рай. Спаситель изображен дважды: в верхней части он возвышается над гробом, представленным здесь в виде саркофага со сброшенными погребальными пеленами, рядом с ним расположен и отвергнутый камень. Основной сюжет дополнен изображениями событий, предшествовавших Воскресению – это Распятие Христово, Положение во гроб, явление Ангела женам-мироносицам, обретение плащаницы апостолом Петром, явление Христа Марии Магдалине…

В нижней части иконы Христос спускается в преисподнюю, попирая ногами разрушенные створки ада. Следуя за Ним, ангельское воинство побивает властителей ада. Спасителя окружают «восставшие от тлена» праведники, в великой радости они направляются в обольстительные райские кущи…

Сюжетные линии иконы воспринимаются только при ближайшем рассмотрении, она наполнена деталями, которые дробят ее на небольшие композиционные фрагменты. Художник старался отразить происходящее как можно подробнее, благодаря чему в жертву была принесена хронологическая последовательность сцен. Из-за ограниченного пространства фигуры изображены по пояс и «перекрывают» друг друга. Содержание изобразительного ряда дополняется надписями на полях. Не менее примечателен колорит произведения, который строится на сочетании контрастных темно-зеленых и малиновых тонов, оттененных выбеленными лещадками – уступами крутых декоративных горок, на которых представлены происходящие события.

Икона «Воскресение–Сошествие во ад» написана высокопрофессиональным художником с ювелирной виртуозностью. Ее стилистическое и колористическое решение демонстрирует стремление искусства данной эпохи к декоративизации сакрального произведения. Саратовский зритель имеет возможность увидеть этот уникальный памятник на фоне больших храмовых икон ярославской иконописной школы, украшающих постоянную экспозицию музея.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений