Музейный детектив: о чём рассказывает пивная кружка
Автор: | Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом |
Каменная масса – особый вид керамики, которая после обжига при 1300º приобретала плотный черепок и казалась выточенной из камня. Она стала изготавливаться в XVI веке в Германии, богатой залежами глины нужного качества, и по сей день воспринимается немцами как национальное производство – не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с керамической кружкой в руке.
Весь XIX век Германии проходит под знаком мифа о великом немецком средневековье, вызвавшем запрос на художественные изделия из каменной массы. Кружки и кувшины, с фантастическими гербами, сценами из Нового и Ветхого завета, а также из жизни средневековья, снабженные нравоучительными изречениями о пользе и вреде пития, стали объектом собирательства. Основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов, не смог остаться к ним равнодушным – именно от него поступила основная часть предметов немецкой керамики.
КУВШИН. Германия, Вестервальд. Мастерская Меркельбаха и Вика. 1873
Каменная масса, соляная глазурь, рельеф, роспись кобальтом. Инв. № П-515
Кувшин является образцом продукции одной из самых знаменитых керамических фирм Германии Merkelbach & Wick (M&W), созданной Ф.В. Меркельбахом II и Г.П. Виком. Введенная ими в начале 1870-х годов техника отливки в цельных гипсовых формах стала началом серийного производства художественных сосудов из каменной массы. Фирма изготавливала свободные имитации в духе старинных изделий, позаимствовав лишь их формальные и декоративные признаки. Рельефный орнамент, сочетающий геометрические и растительные элементы, типичен для эпохи историзма. На горлышке узкий фриз с экзотическими и фантазийными элементами, среди которых голова индейца, герб со змеиными головами, фантастические существа.
Этот кувшин, по всей видимости, А.П. Боголюбов приобрел на Всемирной художественно-промышленной выставке 1873 года в Вене, где он был комиссаром русского представительства и членом жюри. Именно Венская выставка 1873 года для него, как коллекционера «каменной» керамики, имела особое значение: здесь впервые мощно обозначили себя ведущие немецкие представители этой художественно-промышленной отрасли. Кувшины и кружки фирмы M&W вызвали равный восторг дирекции и публики – из-за повышенного спроса ей было развешено подвозить новые партии товара. За «выдающиеся успехи в области керамического производства» компаньоны Ф.В. Меркельбах II и Г.П. Вик были награждены серебряной медалью фонда короля Людвига, учрежденной Баварским музеем ремесел в Нюрнберге.
Кувшин, приобретенный А.П. Боголюбовым, почти идентичен двум предметам фирмы M&W, воспроизведенным в фундаментальном труде «Искусство и художественное ремесло на Венской выставке 1873 года» среди ее выдающихся экспонатов..