19. «Делла-Вос-Кардовская О.Л. Девочка с васильками». к 125-летию художницы

  • О.Л. Делла-Вос-Кардовская. Девочка с васильками 1900-е (?). Холст, масло
Дата мероприятия:  28.06.2022  —  31.07.2022

Мне на Ваших картинах ярких
Так таинственно слышна
Царскосельских столетних парков
Убаюкивающая тишина.
Разве можно желать чужого,
Разве можно жить не своим…
Но и краски ведь тоже слово,
И узоры линий — ритм.

Николай Гумилев. Ольге Людвиговне Кардовской. 1914

Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская (1875-1952) начинала свой творческий путь в ту эпоху, когда необходимость получения женщинами высшего образования ставилась под сомнение. В 1894 году Делла-Вос (тогда еще под своей девичьей фамилией) стала одной из первых полноправных студенток Императорской Академии художеств. В мастерской Ильи Репина она познакомилась с Дмитрием Кардовским – своим будущим мужем. В 1899 году молодые художники поженились, и вскоре у них родилась дочь Катя.

Супруги переехали в Царское Село, где Ольга Людвиговна с 1903 по 1908 год преподавала в собственной школе-студии. Прогулки по тихим парковым аллеям вдохновили ее на создание серии лирических произведений. Пейзаж, изображающий статую на фоне весеннего неба, она подарила Николаю Гумилеву – соседу Кардовских по царскосельскому дому.

В 1917 году Ольга Людвиговна была выдвинута в академики, но революционные события помешали присвоению ей звания. Кардовские не эмигрировали из страны. Они жили в Москве и Переславле-Залесском, продолжая педагогическую и творческую деятельность. После окончания Великой Отечественной войны овдовевшая художница обосновалась в Ленинграде.

Значительную часть наследия Ольги Делла-Вос-Кардовской составляют портреты деятелей русской культуры первой половины XX века: художника Дмитрия Кардовского, поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой, актеров Василия Качалова и Юрия Юрьева. Но любимой моделью автора была ее дочь. В Третьяковской галерее хранится полотно «Девочка с васильками», на котором запечатлена маленькая Катя.

В 1965 году ленинградский коллекционер Петр Евгеньевич Корнилов подарил Радищевскому музею картину Делла-Вос-Кардовской с таким же названием. Девочка с тонкой косичкой, сидя на лавке, плетет венок из васильков. Можно предположить, что это тоже Катя Кардовская, но в более раннем возрасте, чем на работе из Третьяковской галереи.

В этом небольшом произведении, как и вообще в творчестве художницы, отразились две тенденции, характерные для искусства начала XX века. С одной стороны – это стремление передать прелесть конкретного момента жизни, его мимолетность, многообразие цвета и света, эмоциональную насыщенность. С другой – попытка остановить мгновение, замедлить ход времени, обобщив натурные впечатления и наполнив их символическим смыслом.

Очаровательная героиня Делла-Вос-Кардовской воплощает радость беззаботного детства, солнца, тепла. Зритель легко представляет себе этот летний день, цветущий сад вокруг большого дома и ребенка в белом платьице, на шелковистой поверхности которого играют нежные отсветы розового и голубого.

Но вместе с тем девочка совершенно неподвижна. Интенсивность красок приглушена, а самый яркий акцент – синий венок васильков – придает колориту холодное звучание. В этой трогательной сцене слышится едва уловимая грустная нотка. Быть может, это переживания матери о быстротечности времени, о взрослении милого существа, которое совсем скоро станет самостоятельным и покинет родителей.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений