Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

КУЧУК-КОЙ сегодня. Завтра?

Автор:  Тараканова Наталья Сергеевна

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Общества друзей Радищевского музея

Проект «Дом-Лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента». При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея.

О таких событиях говорят – исключительно, большая удача, раз в жизни.

В мае команде проекта «Дом-Лаборатория» и сотрудникам Радищевского музея удалось попасть в усадьбу «Новый Кучук-Кой» в поселке Парковое, Ялтинского района, республики Крым. Именно удалось, потому что с двухтысячных годов парк находится в частной собственности, сначала он принадлежал олигарху Ринату Ахмедову, а в настоящий момент - российской энергокомпании «Газпром». Благодаря усилиям советника генерального директора Радищевского музея Людмилы Леонидовны Калининой, исследовательской группе удалось провести три полных дня на закрытой территории, встретиться с реставраторами, людьми неравнодушными к судьбе уникального места, и даже провести и зафиксировать две художественные акции, которые лягут в основу итоговой экспозиции Лаборатории №2 «ПАРК»!

«Новый Кучук-Кой» принадлежал Якову Евгеньевичу Жуковскому (1857-1926), статскому советнику, финансисту, меценату, человеку широких взглядов, бесконечно влюбленному в искусство. Купив в начале прошлого века прибрежный крымский участок «Новый Кучук-Кой», он на пару с другом-инженером Василием Сергеевым (который приобретает соседний «Старый Кучук-Кой») принимается за создание необычного парка. Для его оформления на волне отшумевшей выставки «Голубая роза» в 1907 году в Крым приглашаются молодые и модные символисты Павел Кузнецов, Петр Уткин и скульптор Александр Матвеев. Родом из Саратова, крепко дружившие художники с удовольствием принимают приглашение. По эскизам Павла Кузнецова появляются многочисленные мозаичные панно, украсившие парковые постройки, Петр Уткин работает над росписью интерьеров жилого дома, а Александр Матвеев создает ряд восхитительных скульптурных групп объединенных возвышенными идеями символизма о человеческом пути; от сна к пробуждению, от земного к высокому. В парке появляется удивительный дом садовника, с садом на крыше, примыкающей оранжереей, парником, бассейном и цветником. Разбиваются живописные клумбы с геранью и настурцией, вербеной и петуньей, с гелиотропом. Парковые дорожки обрамляются деревьями и кустарниками (сирень, мушмула), появляются масличная роща и роща ливанских кедров. Вдоль удивительной лестницы «о ста ступенях» – «Лестницы Якова» поднимаются кипарисы.

Благодаря горячему желанию Жуковского и абсолютной творческой свободе, которую он дал художникам, «Новый Кучук-Кой» становится уникальным и единственным в своем роде образцом природно-рукотворного парка начала ХХ века, истинным «раем на земле».

Время безжалостно, но еще безжалостнее человеческое равнодушие. Нам неизвестно, сколько существовал библейский рай и сколько дней, часов, земных или небесных бродили по нему первые люди…

Революция … гражданская война… В 1921 году «Новый Кучук-Кой» становится музеем, через два года закрывается и размещает пансионат «Криворожский горняк». Приемлемое (но далеко не райское) состояние парка поддерживается. В военные годы «погибают» некоторые матвеевские статуи, часть перевозится в Русский музей. А в восьмидесятых начинается необратимое, сгорает главный дом, который консервируют без реставрации, частично вырубаются деревья, переделываются клумбы. Скульптуры, воспроизведенные в 60-е годы учеником Матвеева, Александром Игнатьевым и его учениками – исчезают. А в двухтысячных парк и вовсе переходит в частные руки и перекраивается уже без посторонних глаз.

Сейчас путь к парку лежит через закрытую территорию санатория, расположенного на верхней террасе участка. Он окутан забором из баннеров с историческими справками и биографиями художников. Жилой дом, та самая точка опоры, сохранил фрагменты декора поливной керамики, изготовленной по эскизам Кузнецова на заводе П.К. Ваулина. На западном и восточном фасадах еще поражают взор плоды артишоков, переплетающихся с листьями то ли необычных вьющихся ивовых растений, то ли водорослей и аметистовых ягод, которые поддерживает волнообразный глубокий синий фон, несущий охристые, сияющие на солнце листья необыкновенных растений. Восточный фасад «держит» деревья, и водоросли со струящимися каплями воды. На южном сохранена часть мозаики, с растительным орнаментом узнаваемой кузнецовской палитры, обрамляющая входную дверь. Людмила Трактина, координатор и менеджер реставрационного проекта, рассказала о процессе восстановления мозаики и поливной керамики, которые будут сниматься с фасадов и приводиться в порядок в мастерских, а утраченные детали и фрагменты будут воссоздаваться. Внутри дома, в котором в настоящий момент заколочены окна, при свете фонариков можно рассмотреть многочисленные небольшие комнаты и пройти по винтовой лестнице. Рядом с домом сохранен бетонный пол, с геометрическими рисунками по эскизам Виктора Замирайло, выставлена сохранившаяся ваза с женскими ликами по рисункам Павла Кузнецова.

На момент нашего приезда, велась реставрационная работа широкого мостика над «лестницей Якова», где еще прочитывается кузнецовская роспись потолка. Мы стали свидетелями чистки скульптур танцующих мальчиков Александра Матвеева, поддерживающих мостик. Работы вели молодые скульпторы-реставраторы Артур Махмудов, выпускник Саратовского художественного училища им. А.П. Боголюбова и Игорь Никитенко, сотрудник Государственного Русского музея. В подпорной стене рядом с лестницей сохранился матвеевский барельеф задумчивого «Поэта» из инкерманского камня. Еще два барельефа Матвеева перемещены в подпорную стену напротив западного фасада дома. А на одной из извилистых дорожек, спускающихся к морю можно встретить лирическую и тонкую скульптуру «Спящие мальчики». Это все, что осталось от многочисленные матвеевских скульптур, большинство из которых в настоящий момент заменены на грубые реплики.

Справа от лестницы на каменной арке сохранилась мозаика Михаила Врубеля (близкого друга Жуковского), с которой смотрит строгий ангел со свитком. Небольшой грот все еще хранит майоликовое панно с сатиром и нимфой авторства Артемия Обера. Уже отреставрированные майоликовые плитки по эскизам Кузнецова украшают обновлённую лестницу Иакова, слева от которой еще можно различить фундамент дома садовника, оставшийся только на зарисовках, сделанных Петром Уткиным. К счастью, Петру Саввичу удалось оставить нам многочисленные эскизы и рисунки Кучук-Коя. Они же остаются главными ориентирами и свидетельствами удивительного места, тонкого и уникального, во многом утраченного. Сейчас третью часть территории занимают незаконно возведенные бывшими владельцами внушительных размеров особняк с апартаментами, бассейном и домом для охраны, видоизменена изначальная структура парка, забыта сама идея его создания. В заброшенной части «Старого Кучук-Коя» погибает скульптура Александра Матвеева «Мальчик-ручей», в зарослях видны остатки покинутых каменных лавочек с фрагментами мозаики, зарастают мхом гипсовые детали и плиты с узнаваемыми символистскими орнаментами.

Тема парка «Новый Кучук-Кой» ляжет в основу второй части проекта «Дом-Лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента».

Когда мы выбирали художника для этой лабораторной работы, решили что вряд ли кто-то тоньше автора, использующего язык новых художественных форм, раскроет такие понятия как – память, время, утрата, надежда, мечта.

Имя саратовца Миши Ле Жень, известного далеко за пределами нашей страны, художника-акциониста, работающего с собственным телом, человеческими желаниями и их осуществлениями, возникло сразу. Как возникла перед глазами и известная Мишина акция «Фонтан», когда художника держащего лук и стрелы, на несколько метров вверх выбрасывала мощная волжская струя. Это действие, замешанное на солнце и воде в духе прекрасных художников-мечтателей саратовской живописной школы. В парке «Новый Кучук-Кой» художником были осуществлены и зафиксированы две акции «Телефон» и «Садовник», где соединилось прошлое и настоящее, мечта и реальность. В Крым была привезена волжская вода, ставшая брызгами «кузнецовских фонтанов» и «отблеском надежды» для нас, очарованных зрителей, чудом оказавшихся в этом месте и желающих только одного, чтобы Парк был, чтобы о нем знали, чтобы его могли видеть!

В память о посещении парка в Дом Павла Кузнецова был привезен (впоследствии посажен) куст розмарина, любезно подаренный команде проекта современными садовниками, которые прикладывают большие усилия по сохранению парковой флоры и возвращению ее исторического облика.

Об истории и перспективах «Нового Кучук-Коя» рассказала в своей книге «Возвращение рая» Наталья Добрынская – журналист, краевед и исследователь, с которой нам удалось встретиться и пройти по заброшенным окрестностям Карповки и Бекетовки. Добрынская призналась, что в название книги хотела поставить знак вопроса, но поставила точку. Пусть этот знак препинания будет хорошим знаком!

P.S.

В один из дней группа проекта поднялась на гору Ай-Петри чтобы собрать гербарий, как делал это в свое время Петр Саввич Уткин и отправить несколько писем с «цветами между строк» в Саратов.

Письма пришли в Радищевский музей, Дом Павла Кузнецова, Дом Гектора Баракки и родной дом Петра Уткина.

«Это гора над уровнем моря
577 саженей,
Я был на ней и принес оттуда
цветов,
посылаю их немножко
в конверте.
До свидания».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"