КРУЖКА. Германия, Вестервальд. 1880-е. Цикл «Музейный детектив»
Автор: | Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом |
Каменная масса – особый вид керамики, которая после обжига при 1300º приобретала плотный черепок и казалась выточенной из камня. Она стала изготавливаться в XVI веке в Германии, богатой залежами глины нужного качества, и по сей день воспринимается немцами как национальное производство – не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с керамической кружкой в руке.
Весь XIX век Германии проходит под знаком мифа о великом немецком средневековье, вызвавшем запрос на художественные изделия из каменной массы. Кружки и кувшины, с фантастическими гербами, сценами из Нового и Ветхого завета, а также из жизни средневековья, снабженные нравоучительными изречениями о пользе и вреде пития, стали объектом собирательства. Основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов, не смог остаться к ним равнодушным – именно от него поступила основная часть предметов немецкой керамики.
КРУЖКА. Германия, Вестервальд. 1880-е
Каменная масса цвета слоновой кости, рельеф, роспись коричневым и синим тоном, оловянная крышка.
Значительное место в западноевропейском искусстве XVII–XIX веков занимают изображения застолий и сценок обольщения. Это своего рода назидания, предупреждающие человека от опасностей, которые подстерегают его на земном пути и мешают достигнуть конечной цели каждого христианина – вечной жизни. Они особенно актуально для протестантских стран, где не было церковной живописи, зато проповеди сопровождали человека постоянно.
Пивные кружки были подходящим местом для таких назиданий, ведь неумеренность в питие ведет к другим грехам – дракам, разврату, растранжириванию семейных денег и т.д. Однако они должны были также служить рекламой пива. Т.е. задача перед керамистом стояла довольно сложная.
Участники сценки на кувшине – юноша и молодая женщина, которые, по всей видимости, находятся в трактире. Их одежда, как обычно на изделиях эпохи историзма, стилизована под «старину». Роскошная, но нелепая одежда мужчины создает образ франта старых времён, вызывая ассоциации с «блудным сыном» на картинах нидерландских жанристов XV – XVII веков. Костюм женщины соответствует одежде европейской горожанки XVI века. Из общего стиля здесь выбиваются только широкие рукава – элемент одежды знатной дамы. Удивительно, что на женщине нет головного убора, волосы просто заплетены в косу – в это время даже юные девушки хотя бы символически «покрывали» волосы. Кроме того, мир трактира – это мужской мир, женщине, хранительнице домашнего очага, тут не место. Не женщину ли «лёгкого поведения» показал художник? Об этом говорит и непомерно большой размер кружки, и жадность, с которой женщина пьёт. Даже юноше, который тоже не образец благочестия, ее поведение кажется неподобающим – он делает отстраняющий жест. Сцена демонстрирует образец недостойного поведения, несоответствия заповедям, принятым нормам жизни.
Кажется, что комментарий «Ein Trunk in Ehren, wer wills verwehren» («Выпить с достоинством, кто же откажется») противоречит изображенной сценке. Однако, с одной стороны, это, как и положено надписи на пивной посуде, реклама пития, с другой – предостережение от его неумеренного потребления, демонстрация того, как нельзя себя вести, проповедь «от обратного». Как видим, керамист прекрасно справился со стоящей перед ним задачей.