Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Теодор Ромбоутс. 1597-1637 Иоанн Креститель. Цикл «Музейный детектив»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Теодор Ромбоутс. 1597-1637 Иоанн Креститель. Цикл «Музейный детектив»

Иоанн Креститель, Предтеча или посланец Христа, последний в ряду ветхозаветных пророков и первый святой Нового Завета, в котором рассказывается его история. Он вел аскетическую жизнь в пустыне, крестил в водах Иордана всех, кто приходил к нему в духовном раскаянии.

Иоанн Креститель изображен сидящим в гроте со своим атрибутом – тростниковым крестом, в тунике из звериной шкуры. Иоанн держит агнца, символизирующего Христа (Иоанн, 1:36 «Иоанн, увидев идущего Иисуса, сказал: вот агнец божий».)

Автор картины, фламандский художник Теодор Ромбоутс – мастер «большого стиля». Он жил в Антверпене, однако в 1616–1625 годы работал в Италии, где на него оказал воздействие Микеланджело Караваджо, затем вернулся во Фландрию. После возвращения на родину Ромбоутса неоднократно привлекал к сотрудничеству П.П. Рубенс. К этому, последнему периоду творчества мастера относится картина из собрания Радищевского музея.

Идеализированный тип, демонстрирующий Иоанна Крестителя в виде обаятельного юноши, пребывающего в одиночестве в пустыне, встречается обычно в произведениях итальянской и испанской живописи. Автор срезает фигуру юноши снизу, что дает возможность сильно приблизить ее к зрителю, оставить с ним один на один – такой прием, также как контраст темного фона и выделенной светом фигуры, часто использовали итальянские караваджисты. Но многое в этой картине выдает в Т. Ромбоутсе представителя фламандской школы. Живописные приемы мастера разнообразны, так, моделировка телесных участков мягкая, плавная, а шерсть агнца написана энергичным, динамичным мазком. Обнаженное тело юноши показано очень реалистично – чувствуется его мягкость и нежность, видны даже голубоватые жилки под тонкой кожей. В затененных участках тени легкие, прозрачные.

Картина первоначально имела квадратный формат, который подчёркивал внутреннюю динамику композиции, обусловленную пересечением двух диагоналей. Но уже в конце XVII века картина была дополнена сверху «глухой» надставкой. Возможно, она была перевешена в нишу, требовавшую вертикального формата. К сожалению, владельцы произведений искусства обращались с ними довольно бесцеремонно – надставляя новые части, или, наоборот, отрезая «лишнее». Однако надставка разрушила авторский замысел настолько, что в Императорском Эрмитаже, откуда картина по просьбе А.П. Боголюбова поступила в 1885 году, она считалась копий с испанского мастера XVII века Э.Б. Мурильо.                                            

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры