В.Г. Перов. Портрет С.Т. Аксакова. 1872 Из цикла «Шедевры на мольберте»

  • В.Г. Перов. Портрет С.Т. Аксакова. 1872 Из цикла «Шедевры на мольберте»
Дата мероприятия:  17.05.2022  —  14.06.2022

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859) является одним из родоначальников русской автобиографической прозы, автором сказки «Аленький цветочек», любимой многими поколениями детей. Выходец из небогатого дворянского рода, он стал писать довольно поздно. До этого сменил несколько профессиональных поприщ, совмещая чиновничью работу с занятиями литературой: был переводчиком, инспектором и цензором, занимался театральной критикой. В 1843 году приобрёл именье Абрамцево недалеко от Москвы, куда его многочисленная и дружная семья переезжала на лето, часто бывая и зимой. У Аксакова было 10 детей, которые чтили «отесеньку» и любили мать, воспитавших в них преданность семье и общественный темперамент. По словам современников, его дом был «ярким, греющим средоточием, куда стекались все даровитые деятели», здесь гостили писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, публицист В.Г. Белинский, актер М.С. Щепкин и многие другие.

В 1840-1850-е годы Аксаков написал «мемуары в форме романа», где с «теплой объективностью» воссоздал милые сердцу образы и события далекого прошлого. Поэтизируя быт поместного дворянства, Аксаков отразил достоверный жизненный материал, скромно называя себя «передатчиком» событий: «Я могу писать только стоя на почве действительности, идя за нитью истинного события». Особенно полюбились критикам и читателям «Детские годы Багрова-внука», ставшие наряду с трилогией Л.Н. Толстого одним из лучших произведений мемуарной прозы, в центре которой находится герой-ребенок.

По обыкновению дворянской культуры у Аксаковых существовала фамильная портретная галерея, в основном, работы неизвестных художников конца XVIII – начала XIX веков а позже – дочерей писателя Веры и Надежды, занимавшихся домашней живописью. В семейных альбомах среди абрамцевских пейзажей и памятных записей дорогих гостей писатель изображен в кругу домочадцев за обычными делами: в домашнем колпаке с женой на диване, на другом листе – в кресле с низко надвинутом козырьком, оберегающем больные глаза. Здесь же портрет писателя, нарисованный внучкой Оленькой.

Поэт Ф.И. Тютчев, посетивший Аксакова в 1857 году, так описывает его: «Это симпатичный старец, несмотря на странный вид, вероятно благодаря длинной седой бороде, закрывающей грудь, и наря́ду, делающему его похожим на старого отставного дьякона». Патриархальность жизненного уклада семьи, любовное отношение к русской деревне создали в доме Аксаковых атмосферу «семейного» славянофильства, при этом писатель называл себя человеком, «чуждым всех исключительных направлений». Его сын Константин был одним из идеологов этой доктрины, а Иван входил в Славянский комитет, членами которого на рубеже 1860-1870-х годов были и братья Третьяковы. Именно в это время П.М. Третьяков, задумавший галерею «лучших людей», заказал портреты деятелей культуры, близких к почвенничеству. Василий Григорьевич Перов (1833-1882) был одним из первых художников, к кому известный коллекционер обратился для создания портретов «лиц, дорогих нации». Среди них преобладают литераторы, роль которых в определении нравственных ориентиров общества была необыкновенно велика.

Широкому зрителю имя художника известно, прежде всего, произведениями злободневного звучания — «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ), «Тройка» (1866, ГТГ) и другими. На рубеже 1860-1870-х годов пронизанные болью за человека сюжеты сменились картинами, наполненными житейскими радостями «русских людей, мирно живущих по разным углам России» (В.В. Стасов). Его герои удили рыбу, рассказывали охотничьи байки, ловили птиц, гоняли голубей.

Сдвиг в сторону положительных явлений жизни в творчестве художника выразился не только в смене полюса жанровых произведений, но и в появлении интереса к портретному жанру. Для Третьяковской галереи Перовым были написаны портреты писателя Ф.М. Достоевского, драматурга А.Н. Островского, составителя толкового словаря русского языка В.И. Даля и другие. Они несли в себе характерные черты передвижнического портрета: многогранность психологической характеристики, богатство духовного облика человека, сложность характера, глубину мысли.

Создавая живописный образ С.Т. Аксакова, Перов опирался на фотографический портрет 1856 года, выполненный в ателье А. Бергнера в Москве. Во второй половине XIX века фотография активно вторгалась в сферу изобразительного искусства. Противоречивое отношению к новому способу изображения парадоксально выразил Ф.М. Достоевский: «Фотографические снимки чрезвычайно редко бывают похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя». Художники часто обращались к ним для создания живописных произведений. В данном случае Перов использовал фотографию вынужденно – С.Т. Аксакова в 1872 году уже не было в живых. Художник мастерски передал внешнее сходство: мягкие черты лица, спокойный взгляд светло-серых глаз, но невозможность личного контакта автора с моделью не дало глубокого проникновения в психологию изображенного. Нейтральность образа, отсутствие эмоционального посыла, по-видимому, не удовлетворили заказчика, и портрет не нашел места среди лучших перовских портретов русских писателей. Несколькими годами позже Третьяков наставлял И.Н. Крамского: «Аксаков был художник в душе, страстно любил природу, литературу, музыку, театр; сохранил до старости любовь ко всему этому; любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним…».

В 1901 году портрет был подарен в собрание Радищевского музея вдовой художника Е.Е. Перовой. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений