Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка Ю.В. Кочеткова «На парусах мечты»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

6 мая 2022 года в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина открылась персональная выставка хвалынского художника Юрия Владимировича Кочеткова. Выставка – это для творческого человека всегда событие, но когда она первая за сороколетие творческой жизни, то становится особенной вдвойне. Творить без надежды на признание – это требует веры в себя, постоянного преодоления сомнений. Юрий Владимирович Кочетков умеет верить и мечтать, и эти качества помогли ему преодолеть все трудности, встретившиеся на его пути и выйти победителем. Искусство стало частью его жизни, он стремится её сделать искусством.

Юрий Владимирович Кочетков родился в Ташкенте 1 февраля 1959 года. В детстве посещал художественную студию им. Я.Л. Фрумгарца. Там же закончил с отличием художественное училище им. П.П. Бенькова, был направлен в Театрально-художественный институт им. А.Н. Островского. Затем 8 лет преподавал в Ташкентском художественном училище. Живя в Ташкенте, участвовал в Республиканских выставках, но в 2001 году приехал в Хвалынск. Был среди первых педагогов школы искусств, созданной не без его участия на базе музыкальной школы. Позже работал на станции юных техников, в Доме детского творчества.

На протяжении многих лет он, изучая опыт предыдущих поколений мастеров живописи, оттачивал свое мастерство. На выставке художник показывает амплитуду творческих интересов и профессиональных возможностей.

В экспозицию вошли 40 живописных и графических работ мастера разных лет. В Хвалынске Юрия Владимировича Кочеткова больше знают как акварелиста. Обобщённые образы русской природы и органически вписанные в неё деревеньки и маленькие городки, созданные в узнаваемой акварельной гармонически-ясной манере, с удовольствием покупают туристы. В чём секрет востребованности его акварелей? Наверное, в том, что сюжеты его работ не умозрительны, не плод воспалённой фантазии. Они взяты из того, что нас окружает, и что всем нам дорого. Художник показывает красоту России, неброскую, неяркую, но такую милую и родную, преображённую зачарованным и восхищённым взглядом художника. Хвалынск является только толчком к рождению образа. Небо в затейливых облаках, небольшие озерца с прозрачной водой при закате с рыбацкой лодчонкой, округлые, поросшие лесом холмы, холодная синь реки, лунные морозные ночи - всё это волнует художника, наполняет силой и жгучим желанием запечатлеть. Разные по темам, эти акварели раскрывают идею вечной жизни природы, её связи с человеком, их взаимодействие.

Начинал Юрий Владимирович свой путь в искусство с графики, он осваивал в молодости линогравюру, литографию, и на выставке можно видеть несколько ранних листов. Динамическая композиция цветной линогравюры «Навруз – праздник весны» (1996) создаёт впечатление быстрого кругового движения праздничного хоровода вокруг центральной фигуры танцующей узбечки, олицетворяющей Весну. Линогравюра построена на метафорах и ассоциациях, они дают образ солнечной радости, воспеваемой народными музыкантами, среди изобилия снеди. Такая же круговая композиция свойственна автолитографии «Былины» (1987), где вокруг гусляра Бояна вращается мир Древней Руси – пахари, храмы, ветряные мельницы, былинные воины на конях – этим миром проникнуты песни гусляра.

На выставке представлены и картины мастера, написанные преимущественно за последние годы, когда он перешёл от акварельной живописи к масляной, в которой часто стремится сохранить светлую, легкую акварельную манеру письма. Но часто и в них художник сопрягает два плана жизни: величественный мир природы с его замедленными, широкими ритмами и проникнутый теплом мир человека. Для ощущения бесконечности пространства часто художник использует различную трактовку планов: передний план он пишет детально, а задний – более широко, как в пейзаже «Утро на Волге» (2022), где небо на горизонте сливается с гладью Волги, но ветка дерева на переднем плане как бы замыкает пространство в обратном движении к переднему плану. Или «Валуны пристани» (2021), где на первом плане охристо-коричневые камни контрастируют с холодной голубизной Волги. Но при различной трактовке планов картины сохраняют внутреннюю цельность. В «Валунах пристани» мы видим не просто голубое небо, но на горизонте оно жёлто-розовое, перекликающееся с цветом валунов на первом плане. Это единство достигается точной соотнесённостью масштабов и ритмов, цветовой гаммой, в основе которой лежит богатство оттенков и рефлексов, а главное – ровным светом, создающим единую атмосферу, связывающую все элементы полотна.

Юрий Викторович тонко чувствует цвет, разрабатывает его по тону, передаёт игру рефлексов, основываясь при этом на применении контраста: цветовые пятна контрастны, но внутри них – тональная разработка. Особенно это заметно в его осенних и зимних пейзажах, где холодная цветовая гамма снега или неба контрастирует с ярким цветом пожелтевшей листвы или разноцветными пятнами деревянных домиков, окрашенных в разные цвета. Художник работает обобщённо в этюдах и предельно точно в многотрудных картинах, сохраняя структурность формы и её материальную убедительность. Надо отметить, что художнику особенно удаётся тема русской зимы, он ощущает тонкие переливы полутонов, написанных то мягко и нежно, то плотно и насыщенно. Улочки провинциального Хвалынска предстают или в солнечные дни, или в спокойные пасмурные, когда яркое солнце не мешает выявлению каждой детали, рефлексы приглушаются и цветовые переходы становятся мягче.

Натюрморты с цветами – это восторг художника перед красотой и богатством форм и цветовым великолепием вещественного мира. Влюблённость в мир цветов привёл к тому, что художник сам их стал выращивать на садовых клумбах. Может быть, поэтому художнику удаётся передать характер каждого цветка: гордую красоту лилии или хрупкую нежность маков… Юрий Владимирович часто пишет лесные цветы, которые воспринимаются продолжением пейзажей, в них слышится тот же трепет ветра, что и в лесных чащах или полях. Особенно ему удаются одуванчики – хрупкие и мимолётные, как сама весна, их породившая. Наряду с так называемой «ботаникой», зрители увидят и фантазии с включением в ткань картин едва уловимых изображений человека, как в работе «Осень» (2021).

Художнику по плечу и портреты, в которых ему удаётся не только внешнее сходство, но они окрашены лиричностью и добрым отношением к герою. «Портрет Кати Матрёниной» (2022) – одна из несомненных удач Юрия Владимировича.

Романтическую направленность в целом реалистическим полотнам Юрия Кочеткова придаёт тема воды… Вряд ли словом можно передать безграничность этой темы: сиюминутные краски заката, туманное утро, штиль, пенный прибой, штормовые раскаты бьющейся о камни воды и, конечно, теплоходы, лодки, парусники – непременные её спутники. Юрий Владимирович не только изображает их на своих холстах, но он с ребятами занимался историческими моделями кораблей много лет, знает каждую деталь не понаслышке. Одна из таких моделей – первого российского корабля «Орёл» – экспонируется на выставке. На «парусах» этих кораблей «вплыл» Юрий Владимирович в семью хвалынских художников, обогатив её новым «незамыленным» взглядом некогда стороннего человека, но навсегда связавшего себя с Волгой и её пространствами.

И хотя эта экспозиция – первая персональная выставка работ художника, но это не уменьшает значительности его творчества. Юрий Владимирович много сделал за эти годы: обрёл мастерство и профессиональную культуру, научился своим чувствам и мыслям находить адекватные пластические формы. Он влюблён в своё дело, в прикосновение кисти к холсту. Самое главное и ценное, что его любовь передаётся нам, зрителям.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры