Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Андрей Юмашев – генерал за мольбертом К 120-летию со дня рождения Героя Советского Союза К 85-летию рекордного перелета Москва – Северный полюс – США

Автор:  Шкута Елена Анатольевна

«Высоко, видно плохо, но можно различить льдины, прорезанные сетью темно-синих разводов причудливо разнообразной формы и размеров, но все же подчиненных какому-то ритму и закономерности, подобные которым я увидел позже на картинах Поллока и Дюбюффе», – так Андрей Юмашев описывал поверхность Северного Ледовитого океана, увиденную им летом 1937 года во время легендарного перелета Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США). Сравнение арктических льдов с искусством абстракционистов может показаться неожиданным, но только если не знать, что Юмашев, знаменитый летчик-испытатель, герой Великой Отечественной войны, был и талантливым живописцем.

Андрей Борисович Юмашев (1902-1988) родился в Санкт-Петербурге. Академического художественного образования он не получил. В юности посещал классы Общества поощрения художеств, а впоследствии пользовался советами признанных мастеров. В Радищевском музее хранится 19 его работ. Это картины маслом, гуаши, акварели и карандашные наброски, созданные в 1950 – 1960-е годы в Крыму, где находилась дача Юмашева. Они поступили в 2004 году от искусствоведа Киры Семеновны Володиной (Москва), вдовы автора. Саратов был выбран ею не случайно.

К началу войны Андрей Юмашев занимал должность заместителя начальника Летно-исследовательского института, и имя его знали далеко за пределами Советского Союза. 14 июля 1937 года ведущие мировые издания и радиостанции сообщили об установлении двух рекордов дальности беспосадочного полета: по прямой (10 148 км) и ломаной (11 500 км) линиям. Самолет АНТ-25 вылетел из Москвы 12 июля, почти трое суток находился в воздухе, пересек Северный полюс и приземлился в долине Сан-Джасинто, штат Калифорния. Представители власти и простые американские граждане торжественно встретили экипаж – командира Михаила Михайловича Громова, второго пилота Андрея Борисовича Юмашева и штурмана Сергея Алексеевича Данилина. Рекордный перелет стал важнейшей страницей в истории авиации и, как писал сам Юмашев, «одной из тех связей между странами и континентами, которые призваны сохранять мир на нашей планете».

С июля 1943-го по март 1944-го Юмашев в звании генерал-майора командовал Военно-воздушными силами Восточного фронта Противовоздушной обороны, отражая атаки противника на поволжские города, в том числе Саратов. В бомбоубежище, построенном рядом с Радищевским музеем, некоторое время находился пункт главнокомандующего войсками Восточного фронта ПВО генерал-лейтенанта артиллерии Гавриила Савельевича Зашихина.

Культурная жизнь Саратова в период войны не остановилась. Продолжал выставочную и просветительскую работу Радищевский музей, экспозиционные площади которого значительно сократились из-за размещения в здании нескольких учреждений, включая областной отдел связи. Сотрудники музея делали все возможное для обеспечения безопасности коллекции. Наиболее ценные предметы были помещены в бомбоубежище. Вновь расширить экспозицию стало возможно только в 1944 году, когда авианалеты Люфтваффе на восточном направлении практически прекратились. Вероятно, к этому времени относятся две фотографии, сделанные в музее и опубликованные в книге «Рекорд дальности», которую К.С. Володина составила на основе воспоминаний и записей мужа и издала в 2002 году к столетию со дня его рождения.

На одной из них Юмашев в зимней военной форме осматривает зал итальянского искусства. В кадр вошли фрагменты полотен «Триумф Вакха» Джорджо Вазари, «Мадонна с Младенцем и ангелами» неизвестного мастера XVI века, «Аллегория милосердия» Марко Антонио Франческини, «Иоанн Креститель» Теодора Ромбоутса и «Пейзаж с Иоанном Крестителем» Марко Риччи. Вдоль стен расставлена мебель из фонда декоративно-прикладного искусства: флорентийские сундук-кассоне и курульное кресло, португальские стулья. Почти все эти предметы по сей день украшают постоянную экспозицию музея.

Вторая фотография изображает большое помещение с высокими потолками. Юмашев в летной куртке с палитрой и кистью в руках стоит перед мольбертом и пишет пейзаж. На то, что это происходит именно в Радищевском музее, указывает, во-первых, музейный портрет работы И.К. Макарова, прислоненный к дальней стене. Во-вторых, при внимательном рассмотрении видно, что художник копирует картину «Окрестности Парижа» Адольфа Монтичелли – одну из жемчужин коллекции. Выполненная Юмашевым копия сейчас находится в московском частном собрании. Год назад, весной 2021-го, она экспонировалась на монографической выставке Музея русского лубка и наивного искусства (Москва). Юмашеву удалось повторить богатый нюансами колорит оригинала, построенный на контрастном сочетании белого и темных оттенков коричневого с вкраплениями зеленого и бордового. Удивительно, что непрофессиональный художник выбрал столь сложное для копирования произведение. Впрочем, человека, привыкшего рисковать жизнью, садясь за штурвал самолета, никакие трудности остановить не могли.

Известно, что во время службы в Поволжье Юмашев посещал спектакли Саратовского театра драмы. В своей статье к 70-летию полета экипажа М.М. Громова саратовский историк Виктор Васильевич Крестов приводит воспоминания работников театра о теплом отношении прославленного летчика к сотрудникам, о ненавязчивой помощи, которую он оказывал нуждающимся актерам, передавая им продукты или уголь. Автор публикации цитирует письмо самого Юмашева, написанное им в 1973 году и адресованное бывшему директору театра Виктору Токареву: «Зимой 1944 года, командуя авиацией Восточного фронта ПВО, я имел счастливую возможность видеть игру Вашего коллектива. Посещение театра осталось ярким и радостным воспоминанием на фоне суровых дней войны».

В 1983 году во время московской командировки Виктор Васильевич встретился с Юмашевым и, исполняя просьбу сотрудников театра, передал ему букет цветов в знак многолетней дружбы. Выйдя в отставку в 1946 году, герой войны полностью посвятил свою жизнь искусству. В его доме саратовский гость познакомился с творчеством хозяина. Сильное впечатление произвел на него портрет балерины Ольги Васильевны Лепешинской, который сейчас хранится в театральном музее имени А.А. Бахрушина. Уже после смерти Юмашева Виктор Васильевич продолжал переписываться с Кирой Семеновной Володиной и содействовал передаче работ ее знаменитого мужа Радищевскому музею.

При беглом осмотре этой коллекции обращает на себя внимание тонкое чувство цвета, присущее автору произведений. Оно проявляется и в выборе натуры, и в выборе живописных техник – масла, гуаши, акварели. Пейзажи и цветочные натюрморты написаны в свободной этюдной манере. Кисть легко касается холста или бумаги, оставляя небольшие непрокрашенные участки. Художник «не позволяет» краске растекаться по поверхности, «контролирует» каждый мазок, придает ему строго определенную форму. Пестрая мозаика мазков складывается в трепетные образы цветущих южных растений, морского побережья, горных вершин.

Особенно удачно Юмашев передает эффект влажной туманной дымки в воздухе. Он приглушает звучание красок, добиваясь гармоничного сочетания холодных и теплых тонов. Колорит пейзажа «Ай-Петри сквозь деревья» красиво переливается лиловым, серебристо-синим, зеленым и розовым. Можно предположить, что художника вдохновляли не только наблюдения за крымской природой, но и воспоминания о ночных полетах – вид предрассветного неба, когда солнце отвоевывает пространство у беспросветной тьмы, постепенно рассеивая туман и мрак.

Автопортрет и портрет Киры Семеновны демонстрируют талант Юмашева улавливать существенные особенности внешности человека, которые отражают характер, внутренний стержень личности: собственный волевой подбородок, вздернутые брови супруги. В этих музейных портретах чувствуется влияние искусства Роберта Рафаиловича Фалька. Юмашев был его другом, учеником и одновременно – покровителем. В разгар сталинских репрессий летчик пригласил художника в путешествие по Крыму и Средней Азии, куда сам отправлялся с лекциями об участии в рекордном перелете. Позднее он смог выхлопотать для обвиненного в формализме Фалька мастерскую в Москве.

Юмашев лично знал и других членов объединения «Бубновый валет» – Илью Ивановича Машкова, Петра Петровича Кончаловского. Он интересовался искусством мастеров-новаторов XX века – Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже, копировал произведения Анри Матисса, создавал абстрактные композиции. Интенсивность цвета, лаконизм формы, упрощенность рисунка – те черты, которые авангардные течения привнесли в работы Юмашева.

Наиболее яркий в его творчестве пример смелого обобщения в духе примитивизма – это рисунки самолетов АНТ-25, один из которых помещен на обложку книги «Рекорд дальности». Профессионал, превосходно знавший все детали конструкции рекордного низкоплана, позволил себе на мгновение вернуться в детство и запечатлеть гордость советской авиации похожим на игрушечный самолетик, построенный, раскрашенный и запущенный в воздух мальчишкой-мечтателем. В этой акварели слились восторг автора перед безграничными возможностями человека и радость мирного неба, зовущего смельчаков – пилотов и художников.

Радищевский музей благодарит Виктора Васильевича Крестова (Саратов) за содействие в публикации.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры