KУВШИН. Вестервальд. Начало XVIII века. Цикл «Пивная кружка как наглядная проповедь»
Автор: | Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом |
Каменная масса – особый вид керамики, которая после обжига при 1300º приобретала плотный черепок и казалась выточенной из камня. Она стала изготавливаться в XVI веке в Германии, богатой залежами глины нужного качества, и по сей день воспринимается немцами как национальное производство – не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с керамической кружкой в руке.
Весь XIX век Германии проходит под знаком мифа о великом немецком средневековье, вызвавшем запрос на художественные изделия из каменной массы. Кружки и кувшины, с фантастическими гербами, сценами из Нового и Ветхого завета, а также из жизни средневековья, снабженные нравоучительными изречениями о пользе и вреде пития, стали объектом собирательства. Основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов, не смог остаться к ним равнодушным – именно от него поступила основная часть предметов немецкой керамики.
KУВШИН. Вестервальд. Начало XVIII века
Каменная масса, соляная глазурь, роспись кобальтом и марганцем. С оловянной крышкой.
Kувшины грушевидной формы (с широким горлышком, плавно переходящим в тулово), украшенные разнообразным декором, начали производить во многих керамических центрах Германии в конце XVII века. Они получили широкое распространение в регионе Вестервальд на северо-западе Германии, а также в ее восточных областях – Саксонии и Силезии.
Этот кувшин – один из самых ранних в собрании основателя Радищевского музея А.П. Боголюбова. Он выполнен по старинной технологии, применяемой c XVI до начала XVIII века. Форма создавалась методом вращения на гончарном круге, после этого вручную наносился рельефный узор и роспись, и в завершение сосуд обжигался при 1300о. При такой высокой температуре цвет сохраняют только две краски. Окись кобальта – синяя краска, которой написаны цветы, была известна еще в глубокой древности. Со второй половины XVII столетия наряду с ней начала применяться окись марганца, дающая глубокий коричневый цвет.
Изображение цветов на длинных стеблях, свободно расположенных по полю сосуда, типично для эпохи барокко. Этот узор в конце XVII века, как можно увидеть на кувшине из Радищевского музея, дополнительно процарапывался при помощи металлического скребка.
Кувшин, по сравнению с керамическими сосудами XIX века, выполненными полу индустриальным методом, может показаться несовершенным, но именно это придает ему неповторимость, позволяет нам почувствовать тепло рук гончара, жившего более 300 лет назад.