Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Клодт фон Юргенсбург Михаил Константинович «У водопоя». Из цикла «Шедевры на мольберте»

  • Клодт фон Юргенсбург Михаил Константинович  «У водопоя». Из цикла «Шедевры на мольберте»
19.04.2022  —  05.05.2022

«Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию», – отмечал Александр Сергеевич Пушкин. Неслучайно именно «климат» классик называл важнейшим критерием, влияющим на формирование народности: природа накладывает на человека «наследственный отпечаток», во многом определяет его образ жизни, сознание.

Поэтическое «открытие» русской природы происходит в пушкинскую эпоху. Вслед за литературой аналогичные процессы обнаруживают себя и в живописи. Национальные пейзажные мотивы начинают играть ключевую роль в отечественном искусстве XIX и последующих столетий. Неисчерпаемым источником вдохновения становятся бескрайние равнины, выжженные солнцем степи, запорошенные снегом леса. В простом и обыкновенном, близком и привычном находят художники «интимные, глубоко трогательные… черты, которые так сильно чувствуются в нашем… пейзаже и так неотразимо действуют на душу» (И.И. Левитан).

Вера в способность образов родной природы вызывать нравственный переворот в человеке во многом определяет творческие устремления художников второй половины XIX века. К числу таких мастеров относится и Михаил Константинович Клодт (1832–1902) – живописец большого дарования, один из основоположников русской реалистической пейзажной школы.

Воспитанник Горного кадетского корпуса, Клодт отказался от карьеры военного инженера и посвятил свою жизнь искусству, являлся членом-учредителем Товарищества передвижников, профессором петербургской Академии художеств. Его становление в качестве живописца совпало с появлением нового реалистического направления в искусстве.

Клодт был признанным мастером пейзажа-картины. Лучшие произведения автора поражают эпическим величием мотива и тонкой задушевностью. В картине «У водопоя» он проникновенно и просто рассказывает о жизни народа, его неразрывной связи с природой; низкая линия горизонта уводит взгляд в необозримые дали, солнечный свет, пробивающийся сквозь облака, дает надежду на светлое будущее; тишина и спокойствие властвуют здесь. Виртуозность письма, прекрасное владение перспективой, композиционная стройность позволяют добиться ощущения материальной «весомости» изображенного, непосредственности взятого вида.

Клодт – талантливый и трудолюбивый живописец – сумел создать типический образ русской природы, узнаваемый и близкий. Известный критик Владимир Васильевич Стасов справедливо считал его «одним из самых характерных наших пейзажистов». Он замечал: «<Клодт> ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости… Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"