Образ неизвестного художника XIX века «Святая великомученица Варвара». Выставка из цикла «Образ сквозь века»

Автор:  Ильина Ирина Анатольевна - заведующий сектором

Дата мероприятия:  12.04.2022  —  22.05.2022

Радищевский музей продолжает знакомить своих посетителей с особенностями развития русского религиозного искусства в XVIII – XIX веках, когда отечественная культура находилась под большим влиянием западноевропейских художественных процессов.

Образ великомученицы Варвары (†306), преодолевшей жестокие пытки во славу христианской веры, представляет новые подходы к решению религиозной картины. С одной стороны, мы видим традиционное изображение юной и прекрасной девы в богатых одеждах с распущенными волосами по плечам. Потир в руках святой символизирует Святое Причастие, которым удостоится всякий, прибегающий к ее помощи.

С другой стороны, произведение демонстрирует лаконичность композиции и упрощенную трактовку образа. Яркая цветовая гамма, состоящая из небольшого набора цветов, придает ему нарядность и декоративность. Эти черты свидетельствуют о народном характере памятника и указывают на происхождение его автора из юго-западных областей дореволюционной России. Подобная религиозная живопись наиболее ярко расцветает на землях Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне – часть Брянской области). Уникальное географическое положение обусловило своеобразие местной культуры – синтез русских, украинских, белорусских художественных традиций и элементов католического искусства.

Связи Стародубья и Саратовского Поволжья прослеживаются через Афанасия Прокопьевича Радищева (1684–1746) – участника петровских военных кампаний, дослужившегося до чина полковника и на склоне лет возглавившего славнейший Стародубский полк. Там, на южнороссийских землях возрастал и получил образование его сын – Николай Афанасьевич Радищев (1728–1806). Именно он благоустраивал и украшал храмы усадьбы Аблязово Саратовской губернии, заложенные его дедом по материнской линии – Григорием Афанасьевичем Аблязовым (1672 – начало XVIII века). Возможно, именно поэтому сохранившееся убранство церкви Рождества Христова в Нижнем Аблязово поражает своей нездешней роскошью – великолепный пятиярусный резной золоченый иконостас обрамляет живописные святые образы, выполненные по канонам католического искусства.

Образ великомученицы Варвары из Радищевского музея написан на холсте, вырезанном из рамы. Вероятно, когда-то он также украшал барочный резной иконостас. Сейчас он напоминает нам о сложности и многогранности русской культуры Нового времени. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений