Цикл «Музейный детектив: фантазия и реальность» Поль Риве. Отлив в гаврском порту
Автор: |
Красноперова Лидия Петровна Щетина Мария Викторовна |
Справа внизу подпись художника P.Rivet
Картина была приобретена в 1960 году у жительницы Саратова А.А. Морозовой. Экспонировалась она лишь однажды, в 1979 году, на выставке «Старые мастера».
О художнике Поле Риве, к сожалению, известно немного. Уроженец Пуатье, во второй половине XIX века он перебрался в Париж. С конца 1870-х годов его работы начинают регулярно появляться на выставках в Салоне – одной из самых престижных художественных выставок официального искусства не только во Франции, но и в мире.
Работы Поля Риве говорят о том, что он имел хорошее профессиональное образование и много работал с натуры. В нашей картине изображение неба и воды, распределение света и тени, группировка рыболовецких судов и другие детали подтверждают, что перед нами реальная сцена.
На протяжении нескольких столетий Гавр был главными воротами Франции для Нового Света. Не случайно город, основанный королем Франциском I в 1517 году, в эпоху Великих географических открытий, как Franciscopolis в честь короля, очень скоро был переименован в Le Havre-de-Grâce («Гавань благодати»). Отсюда отплывали французские мореплаватели в Северную Америку, в Бразилию. Сюда прибывали суда с заокеанскими товарами – кофе, сахаром, табаком.
Экономический бум середины XIX века стал «Золотым веком» Гавра – торговля процветала, открывались новые фабрики, росло население города. Со второй половины XIX века Гавр приобрел популярность у парижан как морской курорт, где проводилась известная регата. Вместе с городом рос и процветал порт.
Не меньший интерес стоящие в порту Гавра корабли вызывали и у художников. Именно старый порт изображён на картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872), которая дала название движению импрессионистов. И по сей день Гавр нередко называют столицей импрессионизма.