Кувшин со сценой застолья и музицирования. Германия, Вестервальд, 1890-1900-е. Цикл «Музейный детектив: о чём рассказывает пивная кружка»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

Дата мероприятия:  15.03.2022  —  23.04.2022

Каменная масса – особый вид керамики, которая после обжига при 1300º приобретала плотный черепок и казалась выточенной из камня. Она стала изготавливаться в XVI веке в Германии, богатой залежами глины нужного качества, и по сей день воспринимается немцами как национальное производство – не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с керамической кружкой в руке.

Весь XIX век Германии проходит под знаком мифа о великом немецком средневековье, вызвавшем запрос на художественные изделия из каменной массы. Кружки и кувшины, с фантастическими гербами, сценами из Нового и Ветхого завета, а также из жизни средневековья, снабженные нравоучительными изречениями о пользе и вреде пития, стали объектом собирательства. Основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов, не смог остаться к ним равнодушным – именно от него поступила основная часть предметов немецкой керамики.

Сцены пития и музицирования на пивной керамике изображались часто. Также, в духе историзма, художник стремился создать впечатление старины. Однако на нашем кувшине присутствует одна удивительная, на первый взгляд, деталь – среди участников застолья изображен великий немецкий реформатор Мартин Лютер.

Четыре персонажа восседают за массивным, видимо, дубовым столом, музыканты услаждают их слух пением и игрой на струнных и духовых инструментах. На плечиках кувшина, над сценой застолья, комментарий о пользе пения и умеренного пития: «Мässig trinken und Lieder singen halt von je zu guten Dingen» («В меру выпивать, петь песни – добрые дела»). Каждый из участников застолья олицетворяет определенное сословие. Крайний справа – придворный, рядом – рыцарь (воин), третий – монах (Лютер), крайний слева – простолюдин. Рыцарь повернулся к придворному, как бы отгородившись поднятой рукой с кружкой от соседей по столу. Простолюдин, единственный среди участников застолья, пьет пиво с жадностью. Монах (Лютер), напротив, даже поставил кружку на стол, и лишь слегка касается ее правой рукой. Он произносит назидание, судя из контекста изображения, о необходимости умеренности в питии, подтверждая свою речь соответствующим жестом. Простолюдин вроде и не вслушивается в слова Лютера, однако свободной рукой держится за его плечо ­– таким образом керамист показывает, что предки буржуазии XIX века (а именно она была главным заказчиком изделий из каменной массы) уже в старину были вместе с ним.

На кувшине из собрания Радищевского музея Лютер изображен в окружении простых смертных, далеко не идеальных людей. Он – участник мирской сцены застолья, как и они, не святой, а простой и близкий, но при этом совершенный человек – «лучший немец». Именно так Мартин Лютер воспринимается в XIX столетии жителями Германии.

Кувшины со сценами музицирования часто изготавливались по заказу песенных обществ – самых популярных союзов в Германии XIX века. Мартин Лютер считал совместное пение одним из главных факторов объединения нации. Музыкальность Лютера (он играл на лютне и других инструмента, хорошо пел), любовь к пению и музыке – важная составляющая его мифологизированного образа.

На горлышке кувшина, по центру сцены застолья, изображен бородач – эта деталь ведет свое происхождение от «кувшинов с бородатой маской» XV века, одно из названий которых “Ahnen” (предки, духи). Персонаж, олицетворяющий дух предков, объединяет представителей всех сословий в единый народ – также, как и Мартин Лютер, создатель своей, «национальной» религии и единого литературного языка, заложивший основы национального единства.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений