Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

А.Г. Венецианов и его школа. Научная конференция

  • А.Г. Венецианов и его школа. Научная конференция

В конце января в Государственной Третьяковской галерее состоялась однодневная научная конференция, посвященная творчеству А.Г. Венецианова и художников его школы. Выступлений было немного, но разговор получился весьма обстоятельный, в дискуссии активно участвовали не только докладчики, но и слушатели конференции. С программным докладом выступила С.С. Степанова, искусствовед, куратор масштабной выставки в Третьяковке «Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина», к завершению которой и была приурочена конференция. Новое художественное качество произведений Венецианова, по мнению исследователя, возникало благодаря особой поэтике пространства и света, в которой сочетались нормы классического искусства и реалистические тенденции, зарождавшиеся в русской живописи в первой трети XIX века. С.А. Фофанов в своем выступлении обратил внимание на некоторые «странные сближенья» (изобразительные приемы, мотивы) в ряде работ Алексея Венецианова и немецкого романтика Филиппа Отто Рунге, и попытался эксплицировать общие эстетические корни русского и немецкого романтизма, в русле которого развивалось творчество обоих мастеров. Выступление Я.В. Брука, одного из старейших научных сотрудников ГТГ, было посвящено позднему периоду творчества Венецианова. Основываясь на эго-документах самого художника и воспоминаниях его современников, искусствовед реконструировал некоторые черты жизненного мира российской творческой интеллигенции времен Венецианова и создал теплый и по-человечески привлекательный образ зрелого живописца и педагога. Н.В. Павлова, сотрудница Рязанского художественного музея имени И.П. Пожалостина, сосредоточила внимание на жанровых особенностях произведений Венецианова. По ее мнению, синтетичность, характерная для многих работ художника, обусловлена сложностью и новаторством тех задач, которые он ставил перед собой. В докладе И.В. Рустамовой, сотрудницы отдела научной экспертизы ГТГ, были представлены результаты технико-технологических исследований полутора десятков полотен Венецианова и его учеников (И.В. Бугаевского-Благодарного, К.А. Зеленцова, А.В. Тыранова, Ф.М. Славянского и др.). После проведения анализа состава грунтов, красочных пигментов и особенностей живописного «почерка» отобранных для экспертизы произведений, и сравнения результатов с аналогичными характеристиками эталонных работ мастеров венециановского круга, были подтверждены либо проблематизированы некоторые устоявшиеся атрибуции. В выступлении исследователей из Саратова В.Ю. Михайлина (СНИГУ имени Н.Г. Чернышевского) и Г.А. Беляевой (Радищевский музей) была сделана попытка интерпретировать несколько произведений Г.В. Сороки, исходя из оптики, предложенной ими ранее в статье о Венецианове. Сходные мотивы и приемы структурирования композиции, повышенное внимание к роли света в пространстве, а также многие детали на полотнах обоих мастеров позволили выдвинуть предположение о близости «идеологической программы» и принципов символизации в ряде ранних произведений Венецианова и Сороки. Завершало программу конференции сообщение фольклористки А.Ю. Минулиной, которая проанализировала детали костюмов персонажей Венецианова, установила этническую принадлежность изображенных крестьян и высказала некоторые соображения по поводу характерных для того времени обрядовых практик.

Несмотря на то, что конференция прошла в «камерном» формате, что само по себе можно считать симптомом невысокой актуальности теоретизирования по поводу идиллического жанра как такового в нынешнем российском культурном контексте, в большинстве выступлений участников был артикулирован запрос на корректировку тех – традиционных – модусов восприятия искусства Венецианова, которые были сформированы советскими искусствоведами. Прежде всего это отразилось в стремлении современных исследователей привлекать к осмыслению творчества Венецианова и художников его круга всё более широкие контексты, – творческие, биографические, «идеологические», бытовые и т.д., – и считывать в работах венециановцев не только прямые цитаты из произведений европейских мастеров, не только попытки адаптировать их эстетику к своим собственным реалиям и задачам, но и улавливать «метакультурные» переклички. Перспективы развития «венециановедения» видятся сегодня не в следовании догматическим доктринам, но, – по выражению Т.Л. Карповой (заместителя директора по научной работе ГТГ и одного из инициаторов проведения конференции), – в способности жить «с открытыми вопросами» и принимать к рассмотрению самые разные, даже, на первый взгляд, спорные попытки интерпретаций.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"