Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Выставка «Число как образ»

  • Выставка «Число как образ»
05.03.2022  —  04.04.2022
Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55

В античности было Число, Смысл, Целое и был Космос как Универсум. Сегодня вместо Числа - цифра, вместо смысла - информация, Целое отброшено наукой в угоду условной эффективности дисциплинарного знания, а от Космоса как Универсума остался только его внешний аспект, пустого, холодного, враждебного человеку пространства.

Современная цивилизация – это цифровая реальность двоичности ноля и единицы. В их координаты уложены все аспекты жизни человека: деятельность, коммуникация и само мышление, когда феномен сознания редуцируется к мозговой активности. На этом пути возникает феномен искусственного интеллекта и объектно-ориентированная онтология, в которой объект абсолютизируется и обретает самостоятельный, независимый от субъекта (человека) статус. Цивилизация подходит к опасной черте. Создавая постчеловека, она разрушает античную формулу «тождества микрокосма (человека) и макрокосма» и создает условия катастрофы космического масштаба.

Другие античные формулы строения Космоса заданы Пифагором в Гармонии, Числе и пропорции (отношения) и Платоном в его космологической модели структуры Космоса, представленной пятью правильными многогранниками, сегодня известных как платоновы тела. В этих образах до сих пор удерживается глубина смысла, к сожалению, практически недоступная пониманию современного человека.

Уже современники Платона Демокрит и Аристотель подменяют глубину смысла строгостью формального рассуждения. Сегодня очевидна полная ошибочность физики Аристотеля, в которой он не просто ошибался, а приходил к выводам прямо противоположным.

Следующий шаг от этой первоначальной глубины смысла делает Декарт. В своем механистическом отношении к реальности он проводит в пространстве оси координат и связывает таким образом пространство с числом, создает условия для аналитического описания реальности. Далее Ньютон совершает свое главное открытие: законы природы могут мыть выражены математически. Математическое мышление становится аналитическим, а количественная математика с триумфом завоевывает себе место царицы наук. Эта идиллия продолжается до 30-х годов прошлого века, когда Гедель доказывает свою знаменитую теорему. Математика утрачивает определённость и становится конвенциональной. Небывалый в истории человечества пример 2,5 тысячелетнего последовательного развития (без революций и отрицания предыдущего опыта) закончился. Вновь, как во времена Евклида, предпочтение в математике отдается интуиции перед строгостью аналитического суждения (поставленное на первое место Аристотелем). Математика замкнула круг своего развития. А вместе с этим начинает возрождаться интерес к Числу в пифагорейском и платоновском понимании: Число как Космос, Благо, Красота, Образ, удерживающий смысл и собирающий множественное в Единое.

В художественном проекте «Число как образ» в работах различных художников и техниках их произведений мы прослеживаем ретроспективу обозначенных выше трансформаций, произошедших с Числом с античных времен до наших дней. Мы задаем спектр художественных реакций на процессы цифровой трансформации современного общества. Прислушиваемся к их попыткам проникнуть в тайну Числа, и с надеждой ожидаем, что образ Числа будет выделен из сильного цифрового шума и возвращен в современную реальность.

Представленные на выставке числовые и геометрические пластические вариации демонстрируют поиски новой целостности во взаимодействии науки и искусства (Science-Art), методы работы со сложностью, новые подходы к тайне золотого сечения, способы перебросить мост над пропастью между мозговой активностью и феноменом сознания.

Выставка «Число как образ» впервые была показана в Галерее «А3» Объединения «Выставочные залы Москвы» 18.06-18.08.2021 г.

Участники проекта: Анищенко Ирина, Антонова Ирина (IrantI), Бурдавицына Элла, Валеева Елена, Васильев Геннадий, Вольнов Илья, Гончаренко Алексей, Дьячков Алексей, Зинин Александр, Кадырова Азиза, Казаков Богуслав, Калистратова Светлана, Катран Сергей, Козлов Дмитрий, Комиссаров Иван, Коновалова-Инфанте Дарья, Липницкий Никита, Мартынов Владимир, Матиссен Кира, Наумов Николай, Обухова Елена, Панкин Александр, Панкин Дмитрий, Победова Ольга, Реутов Олег, Саганаева Айжан, Седов Степан, Топунов Андрей, Трубочкина Надежда, Урбан Алла, Умнов Виктор, Черкашин Валера, Черкашина Наташа, Ширшков Игорь, Black Velvet Void, Djemma Satta.

Выставку в Радищевском музее мы посвящаем светлой памяти Виталия Пацюкова, Александра Панкина и Алексея Дьячкова.

Кураторы Илья Вольнов, Виталий Пацюков.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"