Тудуз Эдуард. Бегство в Египет. Цикл «Шедевры на мольбертах»
Автор: |
Красноперова Лидия Петровна Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом |
Эдуард Тудуз был представителем знаменитой артистической династии –родился в семье архитектора и художницы, его дедом по материнской линии был живописец Жан Батист Грёз. Среди первых учителей Э. Тудуза, наряду с художниками – членами семьи, исследователи упоминают Адольфа Монтичелли (вдохновителя Винсента Ван Гога), картины которого зрители также могут увидеть в экспозиции нашего музея.
Закончив Школу изящных искусств, Тудуз продолжил образование в Академии Художеств, и, благодаря ее стипендии, имел возможность совершенствовать свое мастерство в Италии.
Э. Тудуз обращался преимущественно к мифологическим, религиозным и историческим сюжетам. Однако, как и другие европейские художники конца XIX – начала XX века, он показывал их реалистически, словно жанровые сцены из повседневной жизни.
Картина из Радищевского музея, изображающая, согласно Евангелию от Матфея (2.13-15), бегство Святого Семейства в Египет, является ярким примером такой трактовки. Мы видим здесь реальный пейзаж Святой Земли и конкретные, бытовые детали, например, корзины с соломой, притороченные к ослику (корм, необходимый ему в дальней дороге).
Э. Тудуз – признанный мастер французской живописи рубежа XIX – XX веков. Он имел множество наград, в том числе орден Почетного Легиона. Работы художника находятся в государственных музеях и частных коллекциях, среди наиболее известных публичных собраний за пределами Франции – Рейксмузеум (Амстердам).
Художник оставил заметный след в искусстве оформдения – выполнял акварели к романам Теофиля Готье, Вальтера Скотта, Проспера Мериме, Оноре де Бальзака. Все циклы иллюстраций Тудуза многократно переиздавались как во Франции, так и в других странах: Англии, России, США.
Две надписи на картине делают ее особенно значимой для нашего музея. Слева внизу мы видим дарственную надпись и подпись Тудуза: a m Bogoluboff amicalement E Toudouze (месье Боголюбову с дружеским расположением. Э. Тудуз). Справа внизу надпись, сделанная рукою А.П. Боголюбова: Саратовский Радищевский музей Париж 1896. Отсюда мы узнаем о знакомстве Э. Тудуза и А.П. Боголюбова, а также о том, что эта картина была подарена Тудузом лично Боголюбову, видимо, специально для музея, в последний год его жизни. Она поступила в музей уже после смерти Алексея Петровича, по его завещанию.