Швейцарские часы «Летучая мышь» начала XX века. Из цикла «Ход времени»

Автор:  Довгаленко Анна Сергеевна

Швейцарские часы были и остаются образцом качества и элегантности.

В середине XVI века лучшие часовые мастера Италии, Германии и Франции, будучи сторонниками христианского богослова и инициатора Реформации Мартина Лютера, стекались в протестантский город Женеву. Здесь они рассчитывали укрыться от религиозных преследований, которым были подвержены на родине. В Женеве, под влиянием идей Жана Кальвина, в это время действовал запрет на любые проявления роскоши, в том числе и на ношение драгоценностей. Поэтому швейцарские ювелиры присоединялись к приезжим часовщикам, чтобы научиться их ремеслу и применить свой талант в новом деле. Механизмы для определения времени стали отделывать драгоценными камнями, эмалью, резьбой, превращая в произведения искусства. Поэтому со времён Реформации швейцарские часы славятся точнейшим ходом и неповторимой красотой.

Уже к середине XVII столетия Швейцария стала мировым лидером в производстве часов. Тем не менее, до XIX века самыми престижными в мире считались часы английского производства. Известны случаи, когда швейцарские часовые механизмы, купленные и размещённые в английских корпусах, выдавались за английские. Это продолжалось до Всемирной выставки в Лондоне 1851 года, на которой королева Виктория восхитилась не грузными английскими, а компактными и лёгкими швейцарскими часами, исполненными в новом дизайне.

В XIX столетии у швейцарских мастеров появился ещё один сильный конкурент – недорогие часы из Америки. Они создавались на больших фабриках на основе унифицированных деталей, что значительно удешевляло стоимость готовой продукции.

В ответ швейцарцы запустили мировую рекламу своих часов, где делали акценты на точности и качестве – преимуществах, которых не было у других более дешёвых брендов. Реклама сработала, и швейцарские мастера избежали потерь в продажах. А в 1860-х в стране появились первые мануфактуры, объединявшие мастеров-надомников под одной крышей. К началу XX века Швейцария уже производила качественные часы по средней цене.

Именно в это время были сделаны каминный часы из собрания Радищевского музея «Летучая мышь».

В последних десятилетиях XIX – начале XX века получило распространение художественное направление, именуемое модерном. Мастера, работающие в этой стилистике, стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все направления деятельности человека, реализовать идеи «преображения жизни средствами искусства».

XIX век вместе с выдающимися научно-техническими открытиями и изобретениями, индустриализацией и урбанизацией принес человеку и новые душевные переживания. Ощущение оторванности от природы, одиночества, фатальности происходящего, нашли своё отражение не только в новых философских течениях, но и повлияли на все виды искусства, в том числе и декоративно-прикладное. Человек стал пристальнее всматриваться в самого себя, заинтересовавшись вещами, находящимися на уровне ощущений и на грани реального – подсознанием, снами, страхами, трансовыми состояниями. Вновь пробуждается интерес к Средневековью, готике, когда человеческое сознание, не располагая современными знаниями, пыталось объяснить суть происходящего религиозным, мистическим, потусторонним влиянием высших сил. Для стиля модерн показателен возврат к мифологическим персонажам, символическим и аллегорическим мотивам.

Любимое время суток эстетики модерна – ночь. Летучие мыши как дух ночи приоткрывали завесу над тайными желаниями и страстями. Аллегорический образ летучей мыши соотносится с особой способностью чувствовать скрытые силы природы, которые человек утратил в современном мире.

Корпус часов исполнен из патинированной бронзы. Его форма построена на соединении в центральную плоскость пересекающихся, переходящих друг в друга изогнутых линий. Над циферблатом – изображение летучей мыши с расправленными крыльями. Маятник, в виде месяца со звёздами и облаками, расположен внизу, на фоне ночного пейзажа с могучими деревьями и горами.

Под циферблатом прикреплена пластина с выгравированной надписью на французском языке: "A la Ville de Geneve.T.Bruderer" (Из города Женева. Т. Брудерер).

Семейная фирма Брудерер (Брудереръ) известна как торговый представитель, прежде всего швейцарских часовых и ювелирных компаний на дореволюционном российском рынке. Самый большой из магазинов этой семьи располагался в Петербурге, на Невском проспекте, в здании Пассажа. До сих пор в музеях и частных коллекциях можно встретить часы, произведённые швейцарскими фабриками с логотипом Bruderer на циферблате.

На видимых деталях экспоната из собрания Радищевского музея нет клейма фирмы или мастера. Однако, по аналогии с таким же предметом, представленным в частной коллекции, можно предположить, что музейные часы были сделаны швейцарской компанией Ленцкирх (Lenzkirch), известной в начале XX века своим высоким качеством и передовым дизайном. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений