Французские консольные часы второй половины XIX века. Из цикла «Ход времени»

Автор:  Довгаленко Анна Сергеевна

В старой книге поступлений Радищевского музея в списке даров, преподнесённых основателем музея, известным художником-маринистом и общественным деятелем А.П. Боголюбовом, следует запись: "Часы стенные на кронштейне. Буль. Бронзовая инкрустация, наверху фигура Минервы". Дата изготовления и страна не значатся. Однако фамилия Буль указывает на всемирно известного французского мастера Андре Шарля Буля (1642–1732), а также декоративный стиль в мебели.

Буль являлся придворным мебельщиком французского «короля-солнце» Людовика XIV. Во время правления этого монарха Франция вошла в эру расцвета и престижа. Начинается великое строительство Версаля. Основываются Королевские мануфактуры и Академия наук. Архитекторы, декораторы, художники и ремесленники создают свои произведения во славу суверена, и они оказывают значительное влияние на вкус и заказы частной клиентуры.

Это время строительства многих королевских резиденций и дворцов и время обустройства их богатых интерьеров, где главным требованием к оформлению было изящество и богатство. Данному правилу должны были подчиняться все предметы дворцовой обстановки, в том числе и часы. В отличие от часов английского производства, где акцент делался на демонстрацию функциональных возможностей механизма, французские мастера уделяли большое внимание художественному оформлению корпуса, украшая его орнаментальными композициями, сюжетными рельефами и скульптурами.

Как при Людовике XIV, так и в последующие эпохи часы являлись результатом коллективного труда. Кроме часовых мастеров, над ними трудились бронзовщики, каменщики, ювелиры, литейщики, чеканщики, позолотчики, гравировщики, скульпторы, краснодеревщики, художники по эмали и др.

Во второй половине XVII и в XVIII столетии самыми популярными были консольные часы, декорированные в технике, предложенной Андре Шарлем Булем. Он возродил и усовершенствовал метод инкрустации черепаховых и роговых пластин, покрывавших деревянную основу, латунными или оловянными вставками. Эта техника и декорированные в ней предметы впоследствии стали носить его имя. Кроме того, Буль считается первым мастером, включившим бронзовую скульптуру в оформление часовых корпусов. Его деревянные корпуса украшали античные мифологические персонажи и скульптурные образы, созданные Микеланджело, Николя Кусту, с которым Буль тесно сотрудничал. Именно Буль поставил часы в ряд произведений художественной значимости, наравне со скульптурой.

Часы из Радищевского музея выполнены в стиле этого великого французского мастера. Корпус в форме скрипки с закругленным сводом сделан из окрашенного в чёрный цвет дерева, имитирующего эбеновое, и декорирован накладками из золочёной бронзы. Эти накладки, пересекаясь и «набегая» друг на друга, создают эффект асимметрии декора. Вверху корпуса на основании представлена золочёная фигура богини Минервы с копьём. Фасадная часть застеклённая. Открывающаяся дверца обрамлена узким рельефным бордюром с иониками и украшена внизу крупной орнаментальной композицией из ормушлей, цветов, побегов и завитков аканта. Циферблат с римскими цифрами на эмалевых фигурных картушах. Ножки в виде растительных завитков. Во всех линиях и изгибах читается асимметрия и движение – главные черты стиля рококо.

Во время последней реставрации на часовом механизме была обнаружена скрытая под циферблатом надпись с подписью мастера и годом исполнения часов: J Cresson. 1863.

Имя мастера в часовом мире широко не известно. В одном из справочников XIX века, Жан Крессон упоминается как механик, человек, делающий часовые механизмы.

За второй половиной XIX века в искусстве прочно утвердился термин «историзм». Это время, когда были предприняты попытки возврата к более ранним стилям. В одном предмете могли сочетаться черты нескольких стилей прошлого. Мебель, часы и другие предметы интерьера интерпретировали, а иногда напрямую имитировали работы, выполненные в готическую эпоху, времена ренессанса, барокко и всей череды больших стилей XVII – XVIII веков.

Сделанные в небольшой мастерской часы из собрания Радищевского музея, по сути, являются реминисценцией лучших произведений эпохи рококо, воспоминанием о золотом времени в истории и часовом искусстве Франции. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений