Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Коновалов Василий Васильевич. «Татарчонок». 1897 Из цикла «Шедевры на мольберте»

  • Коновалов Василий Васильевич. «Татарчонок». 1897 Из цикла «Шедевры на мольберте»
Дата мероприятия:  21.12.2021  —  23.01.2022

«В деревню… в глушь, в Саратов…» – фраза, некогда произнесенная героем комедии Александра Грибоедова «Горе от ума», запомнилась не только современникам писателя, но и потомкам, стала своего рода символом, ярко обозначившим негативные стороны провинциальной жизни – ее замкнутость, рутинность. На долгие годы за Саратовом закрепилась «слава» отсталого, заброшенного места. Но уже во второй половине XIX столетия ситуация заметно изменилась: в городе активизировалась торговля, развивалась промышленность, появлялись новые школы, все чаще устраивались литературные и музыкальные вечера, художественные выставки. В 1885 году здесь был открыт первый общедоступный музей в России – наступила затяжная «культурная весна».

Незадолго до того в город приехал девятнадцатилетний живописец, уроженец Петербурга, выпускник Императорской Академии художеств Василий Васильевич Коновалов (1863–1908). Он получил должность преподавателя рисования в местном Александро-Мариинском реальном училище и довольно быстро заявил о себе как о талантливом педагоге. Во многом благодаря его стараниям здешнее дилетантское увлечение живописью в короткие сроки было заменено профессиональным академическим обучением. Коновалов стал кумиром творческой молодежи; у него появились талантливые ученики – будущие представители «саратовской школы живописи»: Виктор Борисов-Мусатов (1870–1905), Павел Кузнецов (1878–1968), Петр Уткин (1877–1934) и другие.

К сожалению, за пределами Саратова Коновалов не получил известность. Он несколько раз участвовал в выставках Товарищества передвижников, но не заслужил ни благосклонности критиков, ни симпатии зрителей. Столичные любители искусств словно бы не замечали работы художника. Во многом причиной тому были мрачные сюжеты его картин – «певцом смерти» называли живописца современники. Убежденный реалист, Коновалов стремился к правдивому отражению действительности, самых неприглядных ее сторон. В лучших произведениях автора – «Нашли» (1892), «До вскрытия» (1901), «Хлысты» (1906) – отразились его поиски жизненной правды, глубокий трагизм мироощущения.

На фоне безрадостных, а порой и реалистически устрашающих образов, созданных Коноваловым, выделяется этюд «Татарчонок», исполненный в 1897 году. В его основе – игра контрастов, холодных и тёплых оттенков цвета; за внешней лёгкостью, кажущейся небрежностью мазка скрывается сложная работа, тщательное изучение натуры. Отсутствие привязки к конкретной сюжетной основе позволяет художнику «высвободить» цвет, прежде подчинявшийся содержанию. Солнечная, мажорная цветовая гамма этюда выявляет импрессионистические увлечения художника, сложившиеся, вероятно, под влиянием ученика Коновалова – Борисова-Мусатова.

«Татарчонок» – одно из немногих произведений автора, сохранившихся в Саратове. В 1906 году мастер навсегда покинул город, в 1908 – скончался в Екатеринбурге. В память о художнике в газете «Саратовский листок» была опубликована небольшая статья, автор которой замечал: «…лучшего преподавателя рисования и живописи у нас не было и нет… <Коновалов> остался глубоким реалистом, не отрываясь от традиций старого передвижничества… Хочется, чтобы саратовцы воздали должное его памяти…»


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры