В.М. Васнецов. Спас Нерукотворный. 1895. Из цикла «Неслучайные связи»

Автор:  Приклонская Вероника Викторовна - заведующий отделом

  • Васнецов В.М. Спас нерукотворный. 1895 СГХМ имени А.Н. Радищева
21.12.2021  —  23.01.2022

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – один из любимейший русских художников. Кто не любит его милую Алёнушку и могучих Богатырей?! Но немногие знают, что Васнецов – одна из ключевых фигур русской религиозной живописи рубежа XIX-ХХ веков. Художник участвовал в оформлении Владимирского собора в Киеве, собора Спаса-на-Крови в Петербурге, храма-памятника св. Александра Невского в Софии (Болгария). Опираясь на древнюю традицию, он создал образы, в которых отразились и опыт реалистической живописи, и мировосприятие своего времени.

Центральное место в религиозном творчестве Васнецова занимает образ Христа. Если работу над росписями художник воспринимал как «путь к свету», то лик Спасителя являл собой «самый центр этого света». В нём Васнецов видел наивысшую красоту и величайшее добро и стремился найти наиболее точную художественную форму для передачи совершенства его образа.

Образ «Спас Нерукотворный», созданный художником в 1895 году, написан в технике масляной живописи на холсте. В остальном Васнецов следует древнерусскому канону создания священного изображения. В том числе имитирует части иконной доски: ковчег – центральная часть иконы, поля – обрамление ковчега, лузга – полоска, отделяющая поля от ковчега.

Два печальных и прекрасных ангела держат плат с ликом Христа. Они выражают идею соборного сопредстояния ангельских ликов и людей Нерукотворному Образу. Взгляд Христа полон скорби и надежды, спокойствия и внутренней энергии. Произведение привлекает внимание благородством цветовых сочетаний: глухой тёмно-зелёный цвет полей эффектно подчёркивает золотое сияние нимбов и орнаментированной полоски, окаймляющей ковчег.

С 1890-х годов художник часто обращался к этому образу, в котором отразились его личные переживания за судьбу России в эпоху войн и революций. Спас Нерукотворный появляется на стяге-хоругви от русских художников на гроб умершего в 1894 году императора Александра III, на надвратной иконе собора Спас-на-Водах в Санкт-Петербурге (храма-памятника погибшим морякам в Цусимском сражении), а также на кресте-памятнике на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Московском Кремле.

Образ «Спас Нерукотворный» поступил в собрание Радищевского музея в 1927 году из Государственного музейного фонда.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений