Н.Г. Шильдер. Портрет императора Александра III. К 300-летию провозглашения России империей. Цикл «Шедевры на мольберте»

  • Н.Г. Шильдер. Портрет императора Александра III. К 300-летию провозглашения России империей. Цикл «Шедевры на мольберте»
14.12.2021  —  26.12.2021

Художник Николай Густавович Шильдер (1828-1898) происходил из прибалтийских немцев. Он более всего известен как автор первой картины, купленной П.М. Третьяковым для своей коллекции («Искушение», 1857). Начав творческую жизнь как баталист и жанрист, в дальнейшем писал преимущественно портреты, в том числе официальные изображения членов царской семьи. В 1890-е годы Шильдер много работал над императорскими портретами для государственных и учебных заведений.

Портрет Александра III из собрания Радищевского музея написан Шильдером по фотографии С.Л. Левицкого, фотографа их императорских величеств. Фотопортрет, выполненный в 1880-х годах, служил иконографическим эталоном для многих живописцев. Император изображен в общегенеральском мундире со свитскими эполетами с вензелем Александра II и крестом ордена св. Георгия на шее. Художник передал образ, исполненный внутренней значительности, спокойного осознания своей исключительности – тех черт, которые в государе отмечали современники. При этом их «…поражала его чрезвычайная простота, абсолютная непринужденность, абсолютное отсутствие какой-либо позы» (А.Н. Бенуа). Портрет поступил в собрание Радищевского музея в 1916 году по завещанию государственного деятеля М.Н. Галкина-Враского, возглавлявшего Саратовскую губернию в 1870-1879 годах.

Деятельность самого русского из всех российских императоров в области культуры была направлена на утверждение национальной самобытности. Инициатор создания и первый председатель Императорского Русского исторического общества, почетный член нескольких учреждений культуры, Александр III с особым вниманием относился к современному русскому искусству, собрал обширную коллекцию картин, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур. Не последнюю роль в его приобщении к искусству сыграл художник А.П. Боголюбов, основатель Радищевского музея. В своих воспоминаниях Боголюбов писал, что впоследствии к своей радости видел, что «он и в этой отрасли так же своеобразен и самостоятелен, как во многих его серьезных государственных делах».

Неслучайно Александр III принял большое участие при формировании коллекции Радищевского музея в Саратове. По его соизволению музей дважды получал пополнения из императорского собрания Эрмитажа, в результате было передано более двухсот произведений искусства, в основном европейских художников. Картины «Триумф Вакха» крупнейшего мастера эпохи позднего Возрождения Дж. Вазари, «Иоанн Креститель» фламандского живописца «большого стиля» Т. Ромбоумса (XVII век), «Аллегория христианского милосердия» итальянского художника ХVII века М.А. Франческини и многие другие произведения старых мастеров украшают залы западноевропейского искусства.

Среди переданных экспонатов много предметов прикладного характера из стекла, керамики, камня – важной составляющей художественно-промышленного направления Радищевского музея, каковым он был при своем открытии в 1885 году. Поныне парадную лестницу венчает колоссальных размеров ваза из аятского порфира, добываемого на Урале. В витринах экспозиции русского искусства представлено немало прекрасных изделий Императорских стеклянного и фарфорового заводов из бывших эрмитажных кладовых. Богатство художественной коллекции Радищевского музея делает его «драгоценным пособием для посвятивших себя изучению искусства», в чем немалую роль сыграл император Александр III. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений