Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Старик & MORE. Александр ПЕТРОВ

  • Старик & MORE. Александр ПЕТРОВ
10.12.2021  —  20.02.2022
Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55
Стоимость билета:  от 100 руб. до 200 руб.

Живопись на стекле, графика, анимация
из собрания автора

Выставка «Старик & MORE. Александр Петров. Живопись на стекле, графика, анимация» – ретроспективный показ творческого пути всемирно известного художника-мультипликатора, сценариста и режиссера, который вывел искусство живописи на экран. Каждый его фильм стал уникальным произведением и значительным событием в мире российской анимации. В 2000 году за фильм «Старик и море» художник был удостоен премии «Оскар».

Впервые выставка была показана летом 2020 года в Ярославском художественном музее, после чего побывала в музеях Вологды и Костромы. Автором концепции и куратором выступила известный искусствовед Нина Голенкевич. Для экспозиции в Саратове организаторы специально добавили к основному составу несколько «кадров» из фильма «Моя Любовь», которые в 2007–2008 году демонстрировались на выставке «Моя Любовь. Сотворение фильма» в Ярославском художественном музее.

Экспозиция в Радищевском музее представляет более 140 произведений и отражает искусство мастера во всем его многообразии: это живописные и графические работы, многие годы хранившиеся в мастерской и недоступные «стороннему глазу». Уникальные живописные композиции, созданные по первому фильму «Корова» (1989), материалы творческого процесса, погружающие в создание искусства живописной анимации, циклы иллюстраций к литературным произведениям, графические и живописные работы, созданные во время путешествий по России, Италии, Африке, наброски-разработки типажей к новому фильму «Князь», ряд других произведений, неизвестных широкой аудитории.

Александр Петров – блестящий мастер рисунка, живописец, опирающийся на эстетику русской культуры конца XIX – начала XX века, художник, тонко, чувствующий слово, литературные образы, остро и чутко, схватывающий черты современников, разнообразные ситуации в повседневной жизни и путешествиях. Выставка представляет неизвестные этапы его пути поисков, становления и обретения своего авторского почерка и «творческого лица».

Впервые в залах музея – книжные иллюстрации мастера. С 1980-х он работает со многими издательствами. Зритель здесь вспомнит знаменитую повесть-сказку Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», рассказы Николая Булгакова «Аня и Катя». Важно отметить, что живописные композиции, созданные Александром Петровым для фильмов «Корова» и «Моя Любовь» стали иллюстрациями к произведениям Андрея Платонова и Ивана Шмелева, перейдя из искусства анимации в искусство книжного оформления, гармонично дополнив ткань литературного произведения.

Известный поклонникам искусства анимации Александр Петров представлен на выставке и ранними работами: эскизами к фильмам 1980-х годов «Сказочка о козявочке» и «По щучьему велению», снятых на Свердловской киностудии, где он выступал только художником картин. Мы видим кропотливый труд мастера и в эскизе к пока нереализованному проекту «Ассоль» по повести Александра Грина «Алые паруса» и, конечно, этюды к оскароносному фильму «Старик и море» (1999). Пять работ представляют процесс разработки типажа главного героя – старика Сантьяго.

На главной сцене выставки – живописные композиции Александра Петрова, созданные им в 2019 году по фильму «Корова». Те работы, которые составили основу фильма 1989 года, не сохранились. Автор стирал изображение с поверхности «стекла» после завершения съемки той или иной сцены и использовал ее для работы над следующей композицией. Данные живописные работы – авторские повторения кадров из фильма – выполнены по заказу издательства «Вита Нова» и вошли в книгу «Андрей Платонов. Корова» (2019).

Александр Петров в настоящее время работает над полнометражным фильмом «Князь», главным героем которого является Александр Невский. Выставка представляет первые живописные эскизы и рисунки, связанные с разработкой типажей и рождением образов героев фильма.

Александр Константинович Петров – режиссёр, художник, аниматор.

Член Союза кинематографистов России,
Союза художников России,
международной ассоциации аниматоров АСИФА,
Американской киноакадемии,
почетный член Российской Академии Художеств.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004).
Лауреат двух Государственных премий (1990, 1995),
премии американской киноакадемии «Оскар» (2000),
национальной премии "Ника" (2006),
премии «Триумф» (2008).
Награждён Орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени (2008),
призами и дипломами целого ряда российских и международных кинофестивалей.
Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (с 2012)

О фильме «Корова». Юрий Норштейн:

«История с фильмом «Корова» уникальна во всей нашей отечественной мультипликации. Уникальна хотя бы потому, что автор ее, Александр Петров, делал дипломный фильм, а фильм этот стал, на мой взгляд, лучшим и самым значительным в его творческой биографии, хотя следующие работы тоже были очень высокого уровня «Старик и море», «Сон смешного человека» и другие.

Загадка невероятного успеха этого фильма состоит в том, что Петров попал на дорогу ему неизвестную. Конечно, он прекрасный рисовальщик, хороший живописец, прошел высокую профессиональную школу. Но здесь дело в другом. Представляется, что в первом фильме шло узнавание: он прокладывал дорогу, проявляя ее зрячими пальцами. …

Этот фильм, который когда-то был показан Александром Петровым у нас на Высших режиссерских курсах (напоминаю, это была дипломная работа), ошарашил всех. …

Александр Петров, по-моему единственный из наших советских и, прибавим, российских режиссеров, выдвигался на «Оскар» раза четыре. Но в конце концов настойчивость вознаграждается, хотя полагаю, что Саша, когда делал кино, думал все-таки, и будет думать, не об очередном «Оскаре» или о другой какой-нибудь высокой премии, а о том, чтобы осуществить все задуманное, продолжая идти по пути, который подсказывает ему сердце».

Александр Петров:

«Первой моей самостоятельной работой стала «Корова» - дипломный проект на Высших режиссерских курсах. Как художник я уже поработал на фильмах моих друзей режиссеров и владел разными анимационными техниками. Из всего этого арсенала пригодился опыт работы над картиной «Добро пожаловать» Алексея Караева. Масляная краска на стекле как нельзя точнее передавала пластичность и многослойность платоновского слова, получаться стало то, что казалось нереализуемым. И оказалось, что это больше всего мне самому нравится, в том числе и реалистический стиль, которому меня учили. Мне больше не надо было ничего изобретать, никаких новых языков, форм и решений.

Село Пречистое… там моя малая родина. Когда перебрались в город, каникулы всегда в деревне проводил… «Корова» вся оттуда. За исключением каркаса платоновского сюжета, все, что в этом кино есть, напитано детством: какими-то жестами, знанием как свет лежит, как тропинка шла. Я реконструировал живое пространство фильма вслепую, пользовался спящей памятью. Там нет с натуры переписанного места действия, но дом, двор, полустанки – словно пропечатались на невидимой промокашке, потом проникли с красками на стекла. Железная дорога в фильме, она проходит рядом с Пречистым. И береза поваленная, с которой мальчик смотрит в поле - я сам по ней лазил. А еще были березы исполины, вдоль которых бродил в детстве».         


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"