Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Шедевры на мольберте». «Игра в карты» Неизвестного художника XIX века – загадка атрибуции

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Якоб Дюк. 1600-1667. Копия/ имитация конца XVIII – начала XIX века Игра в карты
Дата мероприятия:  30.11.2021  —  12.12.2021

Жанровые сценки в интерьере получила распространение в русском искусстве только во второй половине XIX века – ее ярким примером является представленная в зале картина К.Б. Венига (1830–1908) «Кормилица навещает своего больного ребенка».

(1860-е). А вот европейские мастера обратились к этому жанру еще в XVII столетии. Моду на сценки из жизни людей самых разных сословий, изображенных в интерьере или на фоне пейзажа, ввели голландские художники. И продержалась эта мода целых 300 лет! Спрос был так велик, что в XVIII –XIX веках в Европе возникла целая индустрия по изготовлению копий, имитаций и подделок «малых голландцев» (названных так из-за небольшого размера картин).

Сценка в интерьере «Игра в карты», принадлежавшая до революции одному из саратовских любителей искусства, была передана в Радищевский музей в 1920 году. В музейный инвентарь она была записана как работа голландского художника XVII века.

Основанием для этого послужил целый ряд факторов: популярный у голландцев мотив, типичные для них коричневатая тональная гамма и дубовая доска.

Картина вызывала интерес маститых советских искусствоведов, которые пытались найти ее автора. В ряде солидных изданий, в том числе альбоме «Голландская живопись в музеях Советского Союза» (1984) она была опубликована с именем известного голландского художника Якоба Дюка. Однако в 1990-е годы, в результате комплексных исследований, было выявлено, что ее параметры не соответствуют голландской технологии. Рентгенограмма показывает, что дерево некачественное, доска грубая неровная – в Голландии XVII века изготовлением основ под живопись (из особой породы дуба) занимались специальные мастерские, этот процесс занимал не менее 5 лет, и «достать» такие доски в XVIII–XIX веках было практически невозможно. Большинство пигментов, использованные автором картины «Игра в карты» природные, но они мелко растерты фабричным, механическим способом, поэтому и краски плотные, кроющие, непроницаемые для световых лучей. Форма предметов создается всего в один или два слоя, тогда как структура живописи XVII века была сложной, многослойной.

Предположительно, это копия с композиции Якоба Дюка – мастера жанровых сценок с военными. Однако оригинал найти не удалось – либо он утрачен, либо наша работа является имитацией в стиле этого мастера.

Автор нашей «Игры в карты», живущий в другую эпоху, видимо, обращался к голландской картине, как образцу мастерства. Такой копийно-имитационный метод особенно характерен для немецких художников конца XVIII – первой половины XIX века. Отсутствие фальшивой подписи говорит о том, он не стремился изготовить подделку. Копирование – лучшая школа живописного мастерства, и, возможно, он просто учился у старых голландских мастеров.

Немцы, пытаясь понять секреты «старых голландцев», стали их лучшими реставраторами и исследователями. Именно в Германии был основан первый институт по изучению техники и технологии произведений изобразительного искусства (Институт Дернера, Мюнхен, 1930-е годы). 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры