«Шедевры на мольберте». Кустодиев Б.М. На ярмарке, 1910. Картон, темпера

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

  • «Шедевры на мольберте». Кустодиев Б.М. На ярмарке, 1910. Картон, темпера
Дата мероприятия:  30.11.2021  —  19.12.2021

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) известен как разносторонний мастер, ярко проявивший себя в живописи, рисунке, гравюре, скульптуре, театрально-декорационном искусстве.

Несмотря на многогранность талантов, главной сферой его интересов стала жанровая живопись. Тихая уютная жизнь провинциальных городков, неспешные чаепития, шумные масленичные гуляния, радующие глаз своей пестротой и изобилием базары заняли первостепенное место в его творчестве. Пышнотелые купчихи и бородатые купцы, озорные девки и веселые парни, лихие извозчики и шумные торговцы всякой всячиной навеки поселились на полотнах художника. Мир Кустодиева – это красивая сказка о крестьянской и купеческой России, рассказанная обстоятельно-неторопливо, с большой любовью и мягким юмором. Певцом радости, «русским Рубенсом» называла художника современная ему критика: «Он создает как бы серию красочных сказок и, как настоящий сказочник, подчеркивает все забавное, игрушечное, что есть в его повествованиях, и прячет то серьезное, что в них скрыто».

Ярмарочные сюжеты – одни из самых ранних в творчестве мастера. Эта тема возникла у Кустодиева в начале 1900-х годов, когда он заканчивал Академию художеств и искал материал для дипломной картины. Одной из таких работ является хранящаяся в Радищевском музее картина «На ярмарке», написанная в 1910 году. Она поступила в коллекцию в 1924 году из Государственного музейного фонда, а прежде принадлежала известному чаепромышленнику и меценату Давиду Вульфовичу Высоцкому.

«Оптимист из оптимистов», как он сам себя называл, Кустодиев воссоздал здесь атмосферу светлого праздника и счастья. Ощущение роскоши и изобилия разнообразных товаров передают любовно выписанные художником хомуты, лапти, узорчатые платки, ленты, изделия народных промыслов. Неторопливо плывут вдоль торговых рядов принаряженные девушки, тщательно выбирает покупки женщина в пестром платке; засмотрелся на расписные туеса и шкатулки «с розанами» парень с гармонью, а семейная пара внимательно разглядывает лубок с портретом царской четы – Николая II и Александры Федоровны.

Над чинно прогуливающейся толпой возвышаются увенчанные аккуратными главками-луковицами башня и колокольня старинного храма. Красновато-коричневый с белым кружевом наличников и светло-зелеными крышами на фоне плывущих в небе кудрявых облаков собор смотрится как яркая игрушка. Своей декоративностью и нарядностью он поддерживает оживленное настроение кипящей у его подножия ярмарки.

Посетители Радищевского музея часто пытаются в этой церкви «узнать» местный Троицкий собор, находящийся неподалеку от Волги. Действительно, такой тип культовой постройки XVII-XVIII веков очень характерен для провинциальной России. Однако в нашем городе художник не бывал, да и церковь на его картине, если всмотреться повнимательнее, имеет довольно серьезные отличия. Как и саратовская, она выстроена в стиле так называемого «нарышкинского барокко» и представляет поставленный на куб восьмигранник – «восьмерик на четверике». Но верхний объем как бы «утоплен» в кровлю нижестоящего этажа и словно «вырастает» из него, а навершие колокольни не остроконечное, шатровое, а многоярусное.

Эта картина была написана в Костромской губернии, где Кустодиев приобрел участок земли и построил дом-мастерскую. Художник часто наведывался в соседнюю Кинешму. Очень ему приглянулся этот небольшой волжский городок «с… типичной «местной физиономией». Грандиозное зрелище местных базаров и торжищ вдохновило мастера впоследствии на создание нескольких полотен.

Находящаяся на центральной площади Кинешмы Крестовоздвиженская церковь стала главной архитектурной доминантой картины «На ярмарке». Храм был возведен в центре города в середине XVIII века. В 60-е годы прошлого столетия его разрушили и выстроили на этом месте универмаг. Вид храма сохранился лишь на старых фотографиях и в произведениях Кустодиева, в том числе и в работе из Радищевского музея.

Уже в 1910 году, когда писалась эта работа, Кустодиев впервые ощутил признаки страшной болезни позвоночника, которая вскоре лишит его возможности двигаться. И даже, будучи прикованным к инвалидной коляске, он продолжал писать полные света, счастья и веселья работы. «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому – … было всегда единственным сюжетом моих картин», – эти слова самого художника лучше всего передают характер, силу и значение его творчества для будущих поколений.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений