«Огонь, пылающий в сосуде». Елена Мальцева. Живопись, графика
Автор: | Беляева Галина Анатольевна |
Елена Мальцева – один из самых активно работающих саратовских художников. Ее творчество прекрасно знакомо любителям искусства по множеству персональных и групповых выставок, на которых она едва ли не ежегодно показывает свои новые картины.
Яркость и чистота колорита, темпераментная, раскованная живописная манера, особое «солнечное» мироощущение делают ее почерк узнаваемым и неизменно привлекают внимание зрителей.
Очередная выставка в Радищевском музее, в которую включено 47 произведений из мастерской Елены Мальцевой и два полотна из музейного собрания, позволит увидеть как работы, уже известные по предыдущим экспозициям, так и совсем недавние, созданные за последние полтора года. Это пейзажи Саратова и Хвалынска, – и религиозные композиции из серий «Ангелы», «Ангельская весть», «У креста» и «Духовные битвы Библии».
Не претендуя на широкий ретроспективный охват и демонстрацию всех этапов творческой эволюции художницы, выставка, тем не менее, дает возможность составить достаточно полное представление о поисках ею своего круга тем и языка их воплощения. Интересно, что в пейзажном жанре, манера, найденная Мальцевой в начале 2000-х годов, остается практически неизменной на протяжении двух десятилетий. Ее пейзажи натурны, написаны этюдной «скорописью», которая добавляет драйва к экспреcсии колористической. Цвет здесь главенствует над линией. Он может быть форсирован в большей или меньшей степени, но от чистого, фовистского его звучания художница не отказывается никогда.
В то же время в религиозных композициях Елена Мальцева гораздо чаще экспериментирует с формой: то добавляет фактурные эффекты в работах, написанных маслом, то делает прорисовки силуэтов черными и белыми линиями, а то и вовсе сочетает в одном пространстве вполне равноправные цветовые и линейные структуры (в чем нельзя не усмотреть параллелей с творчеством Владимира Мошникова). В обширных циклах, созданных в 2018 – 2021 годах линейная экспрессия начинает доминировать над колористической.
С точки зрения содержательного наполнения, религиозные композиции Мальцевой, как правило, лишены иллюстративности и академической пафосности, оставляют ощущение недосказанности. Автор как будто лишь намекает на сюжеты, предлагая зрителю самому вспомнить подробности упомянутого события и опознать изображенных персонажей. При этом названия служат подсказками лишь отчасти. Нередко в фокус внимания художницы попадают сюжеты настолько «неизбитые», что смысл их затрудняются вспомнить даже признанные знатоки Библии. И дело здесь не столько в том, что Елена Мальцева подробно изучала библейские тексты во время учебы в Русской христианской гуманитарной академии, сколько в том, что, будучи глубоко религиозным человеком, она и по сию пору продолжает «проживать» эпизоды Священного Писания как значимые для ее собственного духовного роста. События ветхозаветной истории, согласно принципам христианской экзегетики, «толкуются» в ее работах в символическом плане, как знаки того, что должно было произойти в связи с рождением Иисуса. Евангельские притчи, переведенные на язык изобразительного искусства, утрачивают значительную долю назидательности и приобретают характер высказываний почти эзотерических. А обобщенная живописная трактовка библейских образов, практически исключающая бытовые подробности, заставляет зрительскую интуицию считывать смыслы композиций на уровне энергетики цвета, вибрации фактуры, ритма и мелодического движения линий.
И пейзажные образы, и религиозные сюжеты Елена Мальцева всегда воплощает с равной степенью самоотдачи и погруженности в материал. Перефразированная строчка из стихотворения Николая Заболоцкого, ставшая названием выставки, как нельзя лучше отражает характер творческого темперамента художницы: в сосуде ее души огонь может только «пылать», но никак не «мерцать».