Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Выставка «Мелодия тишины». Евгений Яли, Юрий Уманец, Владимир Коринь. Живопись

Автор:  Дорогина Елена Алексеевна - заведующий отделом

11.11.2021  —  19.12.2021
Телефон:  (8452) 26-16-06
Стоимость билета:  100 до 200 руб.
Экскурсии по выставке каждое воскресенье в 15.00
Стоимость экскурсионного билета: от 200 руб. до 300 руб.

На выставке «Мелодия тишины» представлены живописные произведения Евгения Яли и его учеников, духовных и творческих единомышленников – Юрия Уманца и Владимира Кориня. Они сблизились в начале девяностых годов и поняли, что очень нужны друг другу. Когда Евгений Яли познакомился с ребятами, он был уже признанным мастером с безошибочно узнаваемой живописной манерой, которую принято называть «авторским стилем». Его творчество было вписано в контекст не только саратовского, но и российского изобразительного искусства. Работы находились в постоянной экспозиции Радищевского музея и собрании Государственной Третьяковской Галереи.
 
Юрий Уманец и Владимир Коринь только начинали свой творческий путь, один после окончания Саратовского художественного училища, другой – архитектурного факультета Политехнического института. Они жили рядом, на разных этажах одного дома, дружили с детства.
 
Как часто бывает, определяющую роль в нашей жизни играют Встречи (в их внутреннем, глубинном понимании), которые формируют наш путь, определяют вектор его движения. Во многом, именно такой встречей и стало для художников знакомство с Евгением Яли. Со временем, каждый из них пошёл собственным путём. Юрий Уманец переехал в Москву, продолжил обучение в Полиграфическом институте, затем начал преподавать, работать в полиграфии. Владимир Коринь уехал в Санкт-Петербург, ушёл из сферы искусства. Его жизнь оборвалась рано: в 2013 году он умер от сердечного приступа.
 
Рассуждать об особенностях творческого пути каждого – задача отдельных, монографических выставок и исследований, мы же попытались выявить общую основу, услышать ту единую «мелодию», объединяющую искусство представленных на выставке авторов. Для экспозиции были отобраны произведения художников, в которых эта единая мелодия слышна, мелодия негромкая, не стремящаяся привлечь к себе внимание разного рода эффектными приёмами, а наполненная состоянием самоуглублённости, созерцательности и тишины, когда отбрасывается всё ненужное, сиюминутное и обретается возможность увидеть главное.
 
И это главное – преображение реальности в цельный, духовный мир, построенный по законам красоты, созвучия, соразмерности, мы ощущаем в произведениях Евгения Яли. «Остановленные» мгновения жизни на картинах мастера наделяются протяжённым, вневременным звучанием, в обычных, казалось бы, мотивах, выявляется их глубинный, бытийный смысл. Это «чистые пейзажи», в которых лишь изредка пролетает птица, как знак движения, знак пути. Искусство мастера наполнено удивительной гармонией, которая достигается с помощью плавного линейного ритма, тонкой и нежной цветовой нюансировки, построенной на сближенных тональных оттенках, через еле уловимую, лёгкую пелену, смягчающую все предметные очертания.
 
Как здесь не вспомнить нашу «саратовскую живописную школу», в особенности, её уткинскую линию развития: растворяющиеся в пространстве поэтичные, одухотворённые образы, тонкое благородство тона, символизм и музыкальность колорита. Всё это было очень близко, созвучно творчеству мастера и по-своему трансформировано в его искусстве.
 
Конечно, Евгения Яли можно уверенно назвать одним из ярких представителей «школы», который и сам, подобно Петру Саввичу Уткину, объединил вокруг себя художников, став для них наставником, своего рода связующей нитью с её традициями. Так же, как в 1920-е годы, импульс, полученный от восприятия искусства и личности Уткина, был определяющим для целого поколения саратовских живописцев, так в 1990-е, вокруг Евгения Яли сформировался круг художников, возникла удивительная творческая атмосфера. Разговоры, поездки в Банновку, одно из самых живописных мест Саратовской области, совместная работа на этюдах – всё сближало, погружало в единое пространство, раскрывало в молодых художниках то, что было заложено самой природой их дарования и проявилось, в дальнейшем, постепенно трансформируясь в самостоятельное звучание.
 
В работах Юрия Уманца и Владимира Кориня, дематериализация пластической формы, окутанной нежной дымкой, колорит, построенный на тончайших тональных переходах, композиционная выверенность и мелодико-ритмическая организация картин – во всём ощущается образно-стилистическая близость с искусством наставника, и, глубже, с традициями «саратовской живописной школы».
 
В натюрмортах Юрия Уманца, которые сложно назвать непосредственно натюрмортами, скорее композициями с предметами, всё построено на взаимодействии ритмов и форм. В них изысканно подобраны цветовые соотношения, приобретающие мягкое тональное звучание. А сами предметы словно развоплощаются, уходя от своей исходной данности, переступают за пределы реальности. Мы наблюдаем подобную историю и в пейзажах, написанных практически монохромно, на сближенных цветовых нюансах, с растворяющимися, теряющими свою плотность, предметными формами. Всё преображается в искусстве художника: и лодка вдруг становится воздушной и невесомой, деревья превращаются в миражные цветы, а светоносные птицы пьют воду из мусатовского водоёма.
 
Поэтическим мироощущением наполнено и искусство Владимира Кориня. На выставке представлены пейзажи, которые условно можно разделить на две серии. Одна из них, по выбору мотива, работе с цветом, пространством, композиционному построению, мягкой, лирической интонации перекликается с картинами Е. Яли и Ю. Уманца. Другая, при стилистической близости, наполнена совсем иным эмоциональным содержанием. Эту серию можно назвать «вечерними пейзажами с дорогой». Здесь тоже присутствует ощущение замедленного, остановленного во времени мгновения жизни, но это мгновение наполнено не состоянием гармонии и красоты, а чувством пронзительного одиночества, ощущением сложности человеческого пути в поисках света. Именно свет – преображённый, метафизический и дорога становятся основными эмоционально-смысловыми доминантами этих работ.
 
Выставка, впервые представляющая в едином экспозиционном пространстве произведения художников, объединённых стилистической и духовной близостью, позволяет вести серьёзный разговор об искусстве: о преемственности и творческом импульсе, переданном и внутренне воспринятом; о тех тонких нитях и связях, ведущих через времена и пространства к общей культурной платформе: живописно-пластической, мировоззренческой и духовной.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"