Достоевский город. Иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского. К 200-летию со дня рождения писателя

  • Достоевский город. Иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского. К 200-летию со дня рождения писателя
10.11.2021  —  19.12.2021

И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман.
(Анна Ахматова. Поэма без героя)

Федор Михайлович Достоевский относится к тем классикам русской литературы, чье творчество всегда вызывало интерес художников-иллюстраторов. Почти все его произведения, за редким исключением, проиллюстрированы. Это и большие графические циклы, подготовленные для конкретных изданий, и серии или отдельные рисунки, которые были созданы под впечатлением от книг писателя, но не предназначались для печати. Их авторы, от мастеров реалистического искусства второй половины XIX века и до современных книжных графиков, так или иначе касались образа Санкт-Петербурга, предлагая свое видение «достоевского города».

«Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», – говорит герой романа «Преступление и наказание».

Подобно названным специалистам, художники также исследуют Петербург Достоевского – место, где совершаются человеческие трагедии. На выставке представлены работы двух отечественных графиков, иллюстрировавших произведения писателя в 1940–1950-е годы: Надежды Васильевны Верещагиной-Розановой (1900-1956) и Андрея Алексеевича Ушина (1927-2005).

В художественных и литературных музеях России хранится множество вариантов иллюстраций Надежды Верещагиной-Розановой к романам «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Неточка Незванова», к повести «Белые ночи». Эти графические листы демонстрируют, каким напряженным и сложным для их автора был процесс визуальной интерпретации литературных образов. Два рисунка из собрания Радищевского музея относятся к числу наиболее тщательно проработанных и завершенных.

Они выполнены в схожей манере, сочетающей кисть и перо. Пером автор намечает силуэты домов, фонарей и металлических оград каналов. Уходящие вдаль черные линии обозначают глубину пространства. Кисть заполняет это пространство пятнами темной краски, которые, подобно туману, то сгущаются, то растворяются. Призрачный город Верещагиной-Розановой населен такими же призрачными жителями. В сцене из «Неточки Незвановой» фигурки бегущих людей, неестественно вытянутые, бесплотные, с трудом преодолевают сопротивление клубящегося мрака, окружившего их. В рисунке к «Белым ночам» холодный влажный воздух окутывает мужчину и женщину со склоненными головами, словно приподнимает их, отчего кажется, что они не идут, а парят над землей.

В творчестве Андрея Ушина, пережившего блокаду, петербургская тема звучит особенно пронзительно. Он любуется «непарадным» Ленинградом – заводскими окраинами, железнодорожными путями, буксирами и баржами на Неве. Одним из первых литераторов, произведения которых пробовал иллюстрировать совсем еще юный художник, был Достоевский. В 1962 году вышло двухтомное издание избранных сочинений писателя. Для этих книг Ушин подготовил серию линогравюр, в том числе к повести «Кроткая» и к роману «Идиот».

Работая над иллюстрациями к одному из главных текстов русской литературы, художник несколько раз посмотрел спектакль «Идиот» в постановке Георгия Товстоногова на сцене Большого драматического театра. Его восхитила игра Иннокентия Смоктуновского в роли князя Мышкина.

Но художник не ставил цели создать портреты центральных персонажей или запечатлеть ключевые эпизоды повествования. Его городские пейзажи – почти всегда безлюдные – помогают читателю погрузиться в художественный мир Достоевского, испытать на себе «странные влияния» города. Гравюры построены на драматичных контрастах черного и белого, сообщающих образам символистскую глубину и многозначность. «Противостояние» света и тени на петербургских улицах есть отражение вечной борьбы добра и зла, Бога и дьявола в человеческом сердце. Необыкновенно выразительна гравюра с изображением князя Мышкина перед домом Парфена Рогожина. Черная краска растекается по поверхности листа и вот-вот поглотит героя.

В витринах экспонируются изданные во второй половине XX века книги Ф.М. Достоевского с иллюстрациями М.В. Добужинского, Д.А. Шмаринова, А.А. Ушина и И.С. Глазунова.

Портрет писателя исполнен в редкой технике гравюры рулетой. Его автор – художник испанского происхождения Луис Ортега (1937-2012) – первым в мире использовал этот инструмент ювелирного искусства для изготовления оттиска. Достоевский Луиса Ортега – обобщенный образ, который в равной степени соотносится и с великим русским писателем, и с его персонажем, мудрым и человеколюбивым старцем Зосимой из «Братьев Карамазовых».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений