Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Заседание Музейного клуба «Коллекция живописи «сурового стиля» в собрании Радищевского музея»

Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55, 39-18-03
Время проведения:  20 августа в 18.00

Если вам незнакомо словосочетание «суровый стиль», то приглашаем вас на очередное заседание Музейного клуба, где речь пойдет о живописи этого стиля. Если же вы прекрасно знаете это направление, то вам тем более – к нам, поскольку на нашей встрече вы сможете обменяться мнениями, высказать свою точку зрения и дополнить рассказ методиста Центра музейной педагогики, нашего давнего волонтера Екатерины Горбачевой:

«К сожалению, для современной интеллигенции очень часто становится нормой недооценка советского искусства, и даже пренебрежительное к нему отношение. Для советской культуры заготовлено немало штампов. Очень часто можно услышать ироническое «совок», «тоталитарное искусство», «идеологическая заказуха». Но к реальности все эти высказывания имеют отдаленное отношение. Роль искусства в советской России вовсе не ограничивалась воспеваниями успехов партии. Искусство развивалось, следуя актуальным современным тенденциям и, в то же время, отдавая дань культурной традиции. Разумеется, у него были отличия от современного российского или западного искусства, но это только отличия, а не недостатки. Во-первых, советское искусство старалось быть полезным и понятным и не отрываться от масс. А во-вторых, оно не отказывалось и от важной общественной роли, стараясь помочь в преобразовании окружающего мира.

Яркий пример – «суровый стиль» советской живописи, возникший в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Сюжеты работ «сурового стиля», как правило, брались из трудовой жизни простых людей. Картины художников демонстрировали особый тип советского героя – взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной убежденностью и развитой внутренней мотивацией, действующего в рамках общего преобразовательного проекта. Главная тема «сурового стиля» – это труд, который понимается как призвание, даже как подвижничество. На полотнах «суровых» перед зрителем предстают строители, геологи и нефтяники, герои тайги, гор и морей, плотин и буровых вышек.

При всем при этом художественное течение следовало логике культурной революции и провозглашало борьбу с пошлостью, мещанством и вещизмом в советской культуре и обществе того времени. Именно эта искренность и «правда жизни», свежий, но, в то же время, реалистический подход к изобразительному искусству привлекают внимание к «суровому стилю» и сегодня».

На июньском заседании клуба мы исследовали совсем незнакомую тему, а именно все в живописи, связанное с железными дорогами. И вела нас по этой теме волонтер-экскурсовод, инженер-железнодорожник, знающий все по этому вопросу, Елена Васина. Многие из вас, наверное, встречали изображения поездов и железных дорог в произведениях искусства: эти образы можно увидеть в работах Василия Поленова, Исаака Левитана, Василия Перова, Ивана Айвазовского, Василия Пукирева, Константина Савицкого, а также Клода Моне, Уильяма Тернера и Рене Магритта. Но никто не представляет, насколько они разнообразны, и как необычен, порой, взгляд маститого художника на такой будничный сюжет, как, к примеру, строительство железнодорожной магистрали. А на некоторых работах поезд нужно было еще поискать среди окружающего живописного пейзажа.

На нашей экспозиции мы нашли одну из работ Алексея Петровича Боголюбова на эту тему – она не только живописна, но и интересна своим историческим контекстом. На ней мы видим захватывающее зрелище – один из первых паровозов в швейцарских Альпах. Конечно же, он вызвал трепетный восторг у сельских мальчишек, притаившихся у железнодорожного полотна. Небольшим сюрпризом для зрителей было «прочтение» этой картины юным художником – автором эссе в рамках нашего конкурса «Мир русского искусства» 2014 года.

И, пожалуй, «гвоздем» программы оказался наш гость, коллекционер-фалерист Александр Владимирович Батрак. Среди предметов небольшой части его коллекции железнодорожных знаков мы смогли увидеть и даже подержать в руках наградные значки «Отличный связист», «Отличный путеец», «Отличный вагонник» и (!) значок строителя китайской железной дороги. Мы услышали занимательные истории создания некоторых из них, поскольку Александр Владимирович сам был причастен к этому процессу.

В общем, наша первая «летняя» встреча в этом году оказалась очень неожиданной, о чем кратко расскажут фотографии к этой публикации. Надеемся, что и ближайшее заседание клуба порадует наших зрителей чем-то интересным. Поэтому приглашаем на него всех любителей прекрасного и не только!


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"