Нескучные истории. Полный вперед! Пароход «Тарки»

Автор:  Шкута Елена Анатольевна

25 июня в России отмечается День моряка. Радищевский музей, основанный моряком и художником Алексеем Петровичем Боголюбовым, продолжает публиковать очерки из цикла «Полный вперед!». Напомним, что в этой рубрике мы рассказываем о кораблях, изображенных на картинах и рисунках из коллекции музея.

Говорят, будто парусу реквием спет,
Черный бриг за пиратство в музей заточен,
Бросил якорь в историю стройный корвет,
Многотрубные увальни вышли в почет.
(Владимир Высоцкий. Этот день будет первым всегда и везде)

Сегодня речь пойдет об одном из таких «увальней», но не многотрубном, а однотрубном – пароходе «Тарки».

Описание судна

Вооруженный колесный пароход «Тарки»
Служба: 1845-1870, Каспийская флотилия России
Размеры: длина – 43 метра, ширина – 7 метров, осадка – 3 метра
Вооружение: 8 орудий

Почему пароход носил такое название?

Вы удивитесь, но «Тарки» – «тезка» Арсения и Андрея Тарковских. Правда, лишь по одной из версий происхождения фамилии знаменитых поэта и режиссера. Возможно, их предки принадлежали к правящему роду Тарковского шамхальства – феодального государства на территории современного Дагестана со столицей в Тарки.

В честь этого древнего города и назвали пароход. Он был построен в Англии, в разобранном виде перевезен в Астрахань, где собран и спущен на воду в 1845 году. Экипаж «Тарки» осваивал просторы Каспийского моря, на котором тогда лишь начинало развиваться пароходство. В 1840-е – 1860-е судно совершало плавания между каспийскими портами, обеспечивало почтовое сообщение.

Каспийская флотилия

Каспийская военная флотилия была основана Петром I в 1722 году, но окончательно Россия закрепила свое влияние в этом регионе лишь в конце 1820-х годов, после очередной войны с Персией. Сначала корабли базировались в порту Астрахани, а с 1867 года – Баку, стремительно развивавшегося в связи с промышленной разработкой нефтяных месторождений.

В отличие от Балтийского и Черноморского флотов, перед моряками, несшими службу на Каспии, не ставились масштабные боевые задачи. В годы русско-персидских войн они поддерживали действия сухопутных войск. Охрана российских торговых судов от пиратов, которые действовали вплоть до середины XIX века, также требовала военного присутствия России на Каспийском море. Кстати, полностью искоренить пиратство удалось лишь с появлением пароходов, ведь разбойники просто не могли догнать их на своих лодках.

Периодически правительство России организовывало экспедиции с целью исследования побережий и установления дипломатических связей со среднеазиатскими государствами. Так, в 1819 году из Баку к туркменским берегам отправились корвет «Казань» и шкут «Святой Поликарп». В ходе этой сложнейшей миссии были собраны и в 1822 году опубликованы ценные материалы о жизни местных народов. Экземпляры издания «Путешествие в Туркмению и Хиву» есть и в библиотеке Радищевского музея.

С 1856 по 1867 год проводилось гидрографическое изучение Каспийского моря. Начальник этой многолетней экспедиции Николай Алексеевич Ивашинцов получил золотую медаль имени Великого князя Константина – высшую награду Императорского Русского географического общества. В 1861 году к команде Ивашинцова присоединился Алексей Боголюбов. Он составил атлас Каспийского моря и исполнил рисунки портовых городов. Его работу высоко оценило руководство Гидрографического департамента.

На Каспий Боголюбов отправился из Астрахани – конечного пункта путешествия по Волге, которое он предпринял с братом Николаем с целью создания книги-путеводителя о великой русской реке. Художник попрощался с родными (братьев сопровождали их жены) и ступил на палубу уже знакомого нам парохода «Тарки».

Оставил ли Боголюбов воспоминания о плавании на пароходе «Тарки»?

О, да.

В «Записках моряка-художника» можно найти такие строки: «Более подлейшего судна я и не видывал. Старый, валкий, слабосильный тихоход потащил нас на устье Волги, которая всё становится шире и шире, отходя от Астрахани».

Боголюбов искренне заинтересовался порученным ему делом. В своих воспоминаниях он подробно описывал впечатлившие его виды, встречи и происшествия. Художник мечтал написать полотно о рыбной ловле в устье Волги: улов настолько велик, что сети невозможно вытащить, поэтому женщины, стоя по горло в воде, придерживают их, пока мужчины руками выбрасывают рыбу на берег. «Добыча, как непрерывный фонтан, летит по золотистому небу, шлёпаясь на землю. Прибавьте к этому говор, крик, шум, плеск воды и её пыль, в которой всё это тонет, и, право, жаль, что такой прелести не изобразишь! Бился я неоднократно над этой картиной, но всё выходила дрянь. Конечно, поживи я в этом месте недели две, то натура помогла бы».

Не менее ярок рассказ Боголюбова о пребывании экспедиции в Баку. Ему запомнился местный мальчик, воришка и прекрасный ныряльщик, который забрался на пароход «Тарки» и выполнял мелкие поручения членов экипажа. С юмором пишет художник о бакинских огнепоклонниках, славящих русского царя в надежде получить поощрение. На пятый день пребывания в городе Боголюбов и его товарищи стали свидетелями образования вулканического острова в 40 километрах от берега. Его теплая поверхность привлекла сотни морских птиц, и они устроили там свои гнезда.

Несмотря на нелестную характеристику, полученную от Боголюбова, маломощный «Тарки» довольно успешно противостоял штормам. Что и доказал при входе в Астрабадский залив. С 1841 года там существовала морская станция, которая впоследствии стала главной базой русского флота на Каспии.

Подходя к Астрабаду, «Тарки» с членами экспедиции на борту едва не перевернулся, но смог справиться с волнами и не сесть на мель. Во время сильной качки Боголюбов повредил левое плечо. Травма причинила ему большие неудобства: оставшуюся часть путешествия художник, с рукой на перевязи, превозмогая боль, продолжал зарисовывать виды побережий. Запечатлел он и сам пароход. Рисунок выполнен тушью и кистью на небольшом листе бумаги размером 17 на 28 сантиметров и сейчас хранится в Радищевском музее.

Отразилось ли в рисунке негативное отношения автора к своему «герою»?

Нет. Боголюбов изобразил тот драматичный момент, когда «Тарки» боролся с волнами в Астрабадском заливе. Кажется, что море и небо слились в единое пространство хаоса и тьмы, переданное крупными размытыми пятнами краски. Пароход же, напротив, выписан довольно подробно. Зритель может рассмотреть его палубу в деталях, поскольку художник выбрал сложный ракурс: судно почти полностью легло на правый борт. Перед нами две мачты, дымовая труба, кожухи, закрывающие мощные гребные колеса, перекинутый между ними мостик, шлюпка. Ветер беспощадно треплет тросы. Видно даже фигурки людей, которые каким-то чудом держатся на ногах.

Человеку стороннему с трудом верится в то, что небольшое судно может пережить такой шторм и остаться на плаву, что человек может победить разбушевавшуюся стихию. Моряки же регулярно сталкиваются с подобными испытаниями. Не в новинку они были и для Боголюбова – офицера Балтийского флота в отставке.

С кем еще из известных людей «был знаком» этот пароход?

Прежде всего, следует назвать Николая Андреевича Аркаса – адмирала, видного деятеля русского флота, начавшего службу в 12-летнем (!) возрасте в качестве волонтера. Он стоял у истоков отечественного пароходостроения. Под его руководством на судоверфи Астрахани проводилась сборка «Тарки», прибывшего из Англии в разобранном виде.

В 1856 году Аркас возглавил Русское общество пароходства и торговли. Через 20 лет пароходы РОПиТа, вооруженные пушками, выполняли боевые задачи на Черном море в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. О подвиге одного из них – «Весты» – мы уже писали в рубрике «Полный вперед!» «Тарки» до этой военной кампании не дожил, он был выведен из состава флота в 1870-м.

С пароходом «Тарки» связана судьба Алексея Феофилактовича Писемского. В начале 1856 года писатель отправился в литературно-этнографическую экспедицию к каспийским берегам, организованную Морским министерством. Участники путешествия, которое продолжалось с января по ноябрь, плыли по морю на «Тарки». В путевых очерках Писемский очень эмоционально передает свое первое впечатление от Баку: «"Где ж Баку?" – спросил я, выходя на палубу; мне указали на другую сторону. Я обернулся и чуть не вскрикнул: впечатление мое очень походило на впечатление человека, который вдруг неожиданно взглянул на театральную сцену, где давали какой-нибудь восточный балет. Представьте себе дугообразный морской залив, в недальнем от него расстоянии крепость, над которой идут, возвышаясь по берегу, белые, без крыш, вроде саклей, домики и, образуя как бы пирамиду, коронуются ханским дворцом с высоким минаретом. Ко всему этому прибавьте благораствореннейший воздух, которым где-либо дышат смертные, воздух, которым грудь не надышится».

Свои очерки, подробные и обстоятельные, Писемский опубликовал в 1857 году в авторитетном журнале «Морской сборник». Так же как «Путешествие в Туркмению и Хиву» и «Записки моряка-художника» Боголюбова, они рисуют правдивую картину жизни людей на прикаспийских землях – экзотичных, почти не изученных и опасных. А добыты эти сведения с помощью скромного труженика, «валкого» и «слабосильного» парохода «Тарки».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений