Заседание Музейного клуба «Дождь, пар, скорость. Железные дороги в живописи»

Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55, 39-18-03
Время проведения:  18 июня в 18.00

А знаете ли Вы историю создания железных дорог в России? Как выглядел первый поезд? И чем отличается вагон - «дилижанс» от вагона - «шарабана»? Об этом нам расскажет волонтер-экскурсовод инженер-железнодорожник Васина Елена. Вместе мы попробуем приоткрыть завесу тайны очарования загадочного и непознанного в полотне Рене Магритта «Пронзенное время».

"В детстве мы все очень любили поезда. Таинственно-праздничные, зеленые, они – веселые и шумные, спешили в романтические дали. Из вагонов доносился смех, в стакане плескался «особенный» чай, а в квадрате окна проносились кадры, как на экране.

Великий русский композитор Георгий Свиридов как-то раз в личной беседе произнес следующую фразу: «Великое пространство России немыслимо без железных дорог…». Эта фраза, на первый взгляд банальная, очень показательна. Ведь если мы посмотрим на карту Российской империи до появления железных дорог, то увидим: как такового транспортного объединения в империи нет. По причине ужасного состояния дорог Антон Павлович Чехов добирался на Сахалин, как известно, целый год. Столько же времени занимала и доставка хлеба из Астрахани до Санкт-Петербурга. Чтобы соединить Россию воедино стальными магистралями потребовались десятилетия и огромное мастерство.

За два века существования железнодорожный транспорт был воспет в тысяче книг и песен, о нем снято огромное количество фильмов, в том числе и один из первых в истории кинематографа, сделанный братьями Люмьер. Разумеется, не стала исключением и живопись, образ несущегося поезда всегда привлекал художников как символ силы и прогресса. Одна из самых известных картин Уильяма Тернера - «Дождь, пар и скорость» посвящена теме железной дороги, свою «вокзальную серию» создал знаменитый французский художник - Клод Моне, Винсент Ван Гог сравнивал нашу земную жизнь с поездкой по железной дороге.

Не обошли вниманием тему железной дороги и русские художники – Исаак Левитан, Василий Перов, Василий Поленов, Иван Айвазовский, Василий Пукирев, Константин Савицкий. Пару сюжетов на эту тему мы найдем и у основателя нашего музея Алексея Петровича Боголюбова.

Профессия железнодорожника всегда требовала мужества, немалой физической силы, выносливости и весьма обширных технических знаний. Стальные магистрали объединили бескрайние просторы России – сначала Империи, а потом – СССР. Соответственно, появилась и целая система знаков отличия наиболее проявивших себя в нелегком труде работников железной дороги.

Об истории наград за вклад в развитие железнодорожного транспорта расскажет наш гость, коллекционер - фалерист, работавший заместителем главного ревизора по безопасности движения поездов Приволжской железной дороги Александр Владимирович Батрак. Вместе мы сможем прикоснуться к истории, подержав в руках наградные значки «Отличный связист», «Отличный путеец», «Отличный вагонник» и даже значок строителя китайской железной дороги"

На нашем предыдущем заседании было познавательно и увлекательно, впрочем, как и всегда. В уютной камерной атмосфере мы говорили об одном из самых интереснейших направлений в искусстве – кинематографе. Благодаря автору заседания - научному сотруднику отдела русского искусства и нашему давнему другу - Елене Анатольевне Шкуте, нам удалось соединить вместе кинематограф, изобразительное искусство и историю, «обнаружить» в кадрах известных и малоизвестных фильмов картины великих художников и понять «что они там делают». Мы смогли понять, каким полотном навеян кошмар героини известного фильма о лорде Байроне, из какой картины «прилетел» в драму «Королевский роман» попугай, зачем Квентин Тарантино одел одного из своих персонажей в костюм мальчика в голубом с портрета Гейнсборо, и ещё много всего интересного.

Встреча закончилась занимательной викториной и вручением памятного сувенира победителю, которым, по счастливому стечению обстоятельств, стала автор нашего следующего заседания – Елена Васина.

Ждем всех желающих на встрече в Музейном клубе Радищевского музея!


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений