Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Рубрика «Художник нам изобразил…» Щедрин С.Ф. Вид Вико между Кастелламаре и Сорренто. Нескучные истории...

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

Радищевский музей продолжает рубрику «Художник нам изобразил…», повествующую об известных памятниках архитектуры, запечатленных на полотнах из музейного собрания. Сегодня речь пойдет о небольшом этюде кисти великого художника Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830) «Вид Вико между Кастелламаре и Сорренто».

Судьба отпустила замечательному живописцу Сильвестру Щедрину очень короткий срок – он прожил на свете всего тридцать девять лет, оставив после себя несколько сотен прекрасных пейзажей, напоенных светом и воздухом щедрого итальянского солнца. В конце своего жизненного пути Щедрин подолгу жил и работал в Сорренто. Художника привлекали маленькие городки, расположенные на живописном морском побережье. Известно большое количество его произведений с видами самого Сорренто, а также соседних с этой местностью территорий – Кастелламаре, Поццуоли и Вико.

Картины Щедрина пользовались необыкновенной популярностью у заказчиков, поэтому художнику приходилось по нескольку раз воспроизводить тот или иной вид. «Я … совсем сошел с ума и много испортил свои дела, – писал он скульптору С.И. Гальбергу, – сиречь, не знаю, как выпутаться из картин, мне заплаченных и мною незаконченных!»

В это время и была создана небольшая работа «Вид Вико между Кастелламаре и Сорренто», поступившая в Радищевский музей из Третьяковской галереи в 1932 году. На холсте изображены живописные окрестности небольшого городка Вико-Экуенсе, одного из самых популярных современных итальянских курортов, расположенного на берегу Тирренского моря.

Щедрин написал несколько таких гаваней с высоким берегом и силуэтом церкви. Пейзажи, подобные хранящемуся в коллекции Радищевского музея виду, имеются также в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Талантливый мастер никогда не повторял досконально свои работы и в каждом новом варианте вносил изменения, оттачивая и совершенствуя свое искусство.

Саратовский этюд не имеет точной даты. По-видимому, он относится к концу 1820-х годов, когда художник находился в зените своей славы. Щедрин запечатлел в этой работе скромный уголок природы – узкую полоску берега между морским пространством и высоким скалистым обрывом. У песчаной отмели покоятся на воде лодки со свернутыми и поднятыми парусами. За их мачтами угадываются очертания знаменитого вулкана Везувий. На горизонте еле виднеется полурастворенный в воздушной среде абрис корабля. Море почти недвижно: мелкие волны неторопливо набегают на сушу, оставляя на песке зубчатую кромку белой пены. Выцветшее бледно-голубое небо окрашено в золотистые тона.

Мрачноватым контрастом по отношению к нежному серебристому фону водной глади и окутывающей горизонт воздушной дымке звучат темные тона каменистых массивов, практически лишенных растительности. Но и скалистые уступы, написанные кистью Щедрина, удивляют своей нарядностью, яркостью и свежестью цвета. Художник действительно живописует природу, а не раскрашивает подобно многим предшественникам заранее заготовленный эскиз. Большое значение придает он и архитектурным произведениям, которые не играют доминирующей роли в его пейзажах, но вносят характерный акцент.

На скале из вулканического туфа высится строгих очертаний церковь с многоярусной колокольней. Ее четкие геометрические формы контрастируют с плавными изгибами небольшой бухты. У подножия храма полукружьями арок поднимаются развалины сооружений времен античности.

Церковь, примостившаяся на скалистом уступе, была построена еще в XV веке. Это местная достопримечательность – храм Сантиссима Аннунциата (Благовещения Пресвятой Богородицы), в далеком прошлом – кафедральный собор маленького городка Вико. Первоначально храм, как и само поселение, находился в низине и часто становился жертвой пиратских набегов и грабежей. В эпоху Возрождения он был воздвигнут заново на высокой обрывистой скале (90 метров над уровнем моря). Стены новой церкви возводились на античных развалинах времен Римской империи.

В XVIII веке здание подверглось значительной переделке, сильно преобразившей его фасад. Таким на заре позапрошлого столетия его застал и прославил в своих пейзажах Сильвестр Щедрин. С тех пор прошли годы, десятилетия, века. Церковь Сантиссима Аннунциата стала своего рода символом амальфитанского побережья. Она пережила несколько землетрясений и реставраций. В настоящее время здесь часто проводятся венчания.

Саратовский этюд кисти Щедрина раскрепощен в цвете, богат оттенками в тональной разработке, свободен в живописном отношении. Лучше всего особенности щедринских пейзажей охарактеризовал искусствовед М.М. Алленов, считавший, что в работах Щедрина «…сияющее небо кажется близким, море входит в поле зрения тихими заливами и бухтами», и называвший их «…своего рода пейзажными интерьерами /…/ соразмерными человеку».

Художник пишет реальную, современную ему природу, не сосредотачиваясь на поисках вечного и величественного, не вычленяя гармоническое прекрасное начало из окружающего мира, а создавая цельный и неделимый образ действительности во всем богатстве современной ему жизни и исторических напластований прошлого. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры