«В гармонии с природой. Орнамент эпохи Модернa»

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна
Довгаленко Анна Сергеевна
Петрова Виктория Евгеньевна

  • «В гармонии с природой. Орнамент эпохи Модернa»
17.02.2021  —  04.04.2021
Телефон:  (8452) 22-27-52

Небольшие детали, орнамент зачастую играют важную роль в создании целостного художественного образа. Они придают особую красоту и гармонию архитектурным ансамблям, предметам декоративного и изобразительного искусства. В эпоху модерна интерьеры и фасады зданий украшались кружевом решеток, винтовыми лестницами, витражами и изящным декором с плавно изогнутыми линиями, асимметричными композициями. Одним из источников вдохновения для художников того времени служила окружающая природа с ее неисчерпаемыми богатствами.

Множество созданных произведений повторяли характерные для природы цветочные орнаменты и анималистические мотивы. Внимательно изученное растение или насекомое, маленькая деталь чудесным образом превращались в затейливый узор на ткани, роспись на стекле или фарфоре, а зачастую и в изящную металлическую конструкцию.

Всего на выставке экспонируется более 60 работ художников Франции, Германии и России. Принято считать, что стиль модерн, получивший широкое распространение на рубеже XIX-XX веков, ярче всего проявился во Франции. Именно в Париже в 1895 году впервые открылся художественный салон «Ар-нуво», впоследствии давший название этому стилю во Франции. В показанных на выставках экспонатах проявился тот синтез ремесла и искусства, к которому стремились художники эпохи. Выступая против шаблонов, засилья массового производства товаров, мастера создавали уникальные предметы обихода, и, в то же время подлинные произведения искусства. Основными критериями для них служили: простота, красота, органичность и функциональность. В Германии новое художественное направление получило название «Югенстиль», в Австрии, Чехии и Польше – «Сецессион», в России – «Модерн».

Эпоха модерна – время, когда произведения декоративного искусства впервые стали тиражироваться, постепенно утрачивая свою элитарность. Образцы массового производства теперь могли встать рядом с рукотворными шедеврами и на равных соперничать с ними. Мода на красивые интерьеры с изысканной обстановкой давала художникам возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал.

Многие прославленные живописцы, рисовальщики и скульпторы активно участвовали в создании новой художественной среды. Они разрабатывали жилые интерьеры, выполняли заказы на оформление мебели и изделий из керамики и металла, не говоря уже о плакатах, книжной графике и театральных декорациях.

На выставке представлена пепельница в виде головы лошади, выполненная по модели известного русского скульптора-анималиста Евгения Лансере, хорошо известного как в России, так и за рубежом. Его произведения отливались на всех ведущих заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм России – Ф. Ю. Шопена, Н. Ф. Штанге, А. Морана, а также на чугунолитейных заводах Урала. Пепельница из собрания Радищевского музея была изготовлена на фабрике художественной бронзы «Поставщика Двора Его Императорского Величества» Карла Берто.

Внимание нового стиля к простым, повседневным вещам демонстрируют и другие произведения из металла. Изысканностью и гармоничностью отличаются: бронзовая чернильница в виде лесной нимфы, созданная талантливым французским скульптором Джоржем Фламандом, серебристо-лунная ваза-конфетница из особого сплава "Verit", изобретенного на «Фабрике по Металлу Норблина, Братьев Бух и Т. Вернера». Тонкое построение композиции, плавная текучесть асимметричных линий, заимствованных из природы, неожиданные метаморфозы формы превращают эти бытовые предметы в истинные произведения искусства.

Принцип обращения к природе лежит в основе созданных в России произведений из бисквита (неглазурованного фарфора), нежного серовато-зелёного оттенка, украшенного белыми рельефами. Ваза с объёмными нарциссами и порхающей стрекозой предназначена не только для цветов, но и для драгоценностей. Шкатулки с изображением водяной нимфы, цветами и листьями лотоса и ирисов, с изящными девичьими головками, ваза с танцующей среди роз девушкой – это вдохновенный гимн природе, с её не останавливающимися ни на минуту превращениями и метаморфозами.

Изящные туалетные принадлежности из стекла являются настоящим украшением выставки и помогают воссоздать образ жизни прекрасной дамы эпохи модерна. Полупрозрачное матовое розовое стекло флакона для духов и декоративного яйца, тонко расписанное эмалью и позолотой, заключено в бронзовую оправу замысловатых растительных форм. Туалетный набор европейского производства с зеркальцем, двумя флакончиками и ёмкостью для украшений исполнен в прозрачном стекле цвета весенней листвы. Этот керамический набор второй половины XIX века сделан во Франции. Подобные наборы для туалетного столика могли включать в себя множество необходимых предметов: пудреницы, флаконы, подсвечники, стойки для колец, шкатулки. Представленный набор покрыт нежной цветочной росписью, подчёркивающей плавные изгибы предметов.

Кроме мастеров-прикладников, создававших шедевры декоративного искусства, целая артель художников-графиков и декораторов разрабатывала образцы орнаментов для текстиля, мебели, плафонов, керамики, металлических и ювелирных изделий. В своих работах они обращались и к абстрактным, и к стилизованным цветочным узорам, использовали пастельные или, наоборот, очень яркие цвета. В лаконичности палитры, выразительных линиях рисунка и сюжетах проявилось влияние искусства Средневековья и Востока.

Вошедшие в экспозицию хромолитографии Арнольда Лёйнгрюна, иллюстрации из французских, немецких и австрийских изданий: «Растения и их декоративное применение» Эжена Грассе (Париж, 1896), «Растения и их применение в искусстве и промышленности» (Вена, 1887) Мартина Герлаха и альбома «Декоративные образцы» (Штутгарт, 1904) наглядно показывают, насколько неиссякаема фантазия и оригинальна трактовка окружающего мира у художников, работающих в едином новом стиле.

Графические листы, включающие в себя орнаментальные бордюры, картуши, виньетки, плафонные мотивы, образцы для мебели, керамики, металлических и ювелирных украшений знакомят с творчеством многих зарубежных художников. Среди них Морис Пийар-Верней, Рене Боклер, Жорж Буржео, Жюльетт Милези, Анна Мартен. Тщательно изучив окружающую флору и фауну, они умело проиллюстрировали декоративные возможности природных форм. Страницы украшенных ими книг содержат рисунки стеблей, листьев, бутонов и соцветий самых разнообразных растений, особое предпочтение среди которых отдавалось ирису, чертополоху, подсолнуху.

Многие из этих мотивов дополняли изысканные панно, декоративные композиции, а также афиши, плакаты, расцвет которых пришелся на тот период. Редкие парижские издания «Иллюстрированные плакаты 1886-1895 годов» Эрнеста Мендрона и «Документ Мастерской современного декоративного искусства» Виктора Шампье, содержащие оригинальные цветные литографии и репродукции с афиш, знакомят с творчеством знаменитых графиков того времени.

Растительный и зооморфный орнамент модерна нашел своё место и в журналах, посвящённых прикладному искусству, интерес к которому пришёлся на тот период. Во Франции, например, был очень популярен журнал «Искусство и украшение» («Art et Decoration»), выходивший с 1897 года. Он содержал тематические статьи о декоративном искусстве с качественными иллюстрациями, исполненными, зачастую, в технике литографии. В каждом номере журнала объявлялся конкурс на изготовление обложки, афиш, эскизов и образцов орнамента. В представленных на выставке номерах журнала начала 1900-х годов можно увидеть орнаментальные рисунки Эмиля Галле, Эжена Алена Сегюи, Эдуарда Бенедиктуса и других художников.

Представленные на выставке книжные издания и произведения декоративно-прикладного искусства рубежа XIX–XX веков гармонично дополняют друг друга, помогают понять и прочувствовать эпоху Ар-нуво. Выставка дает возможность познакомиться с творчеством мастеров того времени, наглядно показавших глубокую взаимосвязь природы и искусства.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений