К 100-летию открытия женской гимназии Куфельд. К 140-летию со дня рождения архитектора С.А. Каллистратова (1874-1966)

В ряду наступивших Юбилейных событий 2014 года, объявленного ГОДОМ КУЛЬТУРЫ, в Радищевском музее особое место занимает 100-летие одного из зданий музея, расположенного по адресу: Саратов, улица Первомайская, 75, (бывшая ул. Царицынская), где в настоящий момент размещаются административные отделы и выставочные залы для экспозиций художественного музея имени А.Н. Радищева.

26 января отмечается 140 лет со дня рождения саратовского зодчего Семена Акимовича Каллистратова, воплотивший в нашем городе свои архитектурные замыслы.

Из воспоминаний Марины Дроздовой – внучатой племянницы С.А. Каллистратова:

«… в 1910 году или в начале 1911-го, Семен Акимович Каллистратов и Евгения Владимировна Цешковская поженились. Они стали жить самостоятельно, взяв к себе младшую сестру Софью, мою будущую маму. 27 декабря 1911 года (по новому стилю) родился их первой ребенок, дочка Наталья. А через три года появился на свет и сын Николай. В 1914 году вся семья переезжает в Саратов, куда Семена Акимовича пригласили на пост главного архитектора.

Годы, проведенные Семеном Акимовичем в Саратове, были для него чрезвычайно плодотворными в творческом отношении. Он построил целый ряд зданий, украсивших город. Достаточно вспомнить здание Саратовской консерватории, существующее и поныне и ставшее своего рода визитной карточкой города. Перестроив старое здание, он придал ему совершенно новый, оригинальный облик. С тех пор его имя неразрывно связано с историей Саратова…»

Об истории другого здания, отмечающего свой 100-летний Юбилей, известно, что в нем в канун начала первой мировой войны в 1914 году состоялось открытие женской гимназии А.Д. Куфельда. Строительство здания шло впечатляющими темпами. Оно было построено всего за один год. Спустя некоторое время после открытия женская гимназия Куфельд изменила свое название и стала 2-й женской министерской гимназией.

Женская гимназия Куфельд - одно из красивейших зданий Саратова. О чем свидетельствуют представленные фотографии. Как и все подобные гимназии страны, гимназия Куффельд давала учащимся среднее общее образование, другими словами - оно было средним общеобразовательным заведением.

Специалисты архитектуры утверждают, что «здание женской гимназии Куфельд было построено в стиле неоклассики. В оформлении здания гимназии С.А. Каллистратов показал свое увлечение творчеством итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио, посредством использования «колоссального» ордера. Центральный ризалит украшают шесть хорошо прорисованных колонн коринфского ордера, установленных на высоком первом этаже и поднимающихся на высоту двух верхних этажей. В итоге колонны составляют портик, завершенный треугольным фронтоном. Остальная плоскость фасада отделана полуколоннами ионического ордера. Семен Акимович Каллистратов мастерски применял такие тонкие декоративные инструменты, как венки, провисающие гирлянды, тонкие барельефы отделки и оригинальные панели, высокие окна. Все эти элементы декора оживляют фасад здания».

Следует отметить, что и сегодня статус общеобразовательного заведения на улице Первомайская, 75 сохраняется. В этом здании проводятся многочисленные выставочные проекты Радищевского музея, встречи с интереснейшими представителями культуры и искусства, семинары, мастер - классы художников и специалистов Центра эстетических и образовательных программ музея для широкой аудитории. Просветительская и образовательная миссия, предназначенная музею основателем Алексеем Петровичем Боголюбовым и поддержанная людьми, которые приняли участие в формировании музейных фондов, с первых дней существования музея определила смысл деятельности, место и роль музея в культуре России.

Вспоминая имя выдающегося российского архитектора Семена Акимовича Каллистратова, общественность Саратова выражает свою благодарность его таланту и человеческим качествам, нашедшим воплощение в его творчестве.

Итальянский зодчий XVI века Андреа Палладио (Palladio; собственно — ди Пьетро, di Pietro) Андреа [30.11.1508, Падуя (?),— 19.8.1580, Виченца], итальянский архитектор. Сын каменщика. С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето); под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Искусство П., основанное на глубоком изучении античного зодчества и впитавшее влияния венецианской ренессансной архитектуры, является одной из вершин культуры Позднего Возрождения.

Источник информации http://slovari.yandex.ru/

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений