Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

«Круг друзей. Виктор Борисов-Мусатов и саратовские художники-современники»

Автор:  Похазникова Ирина Сергеевна

При поддержке Фонда президентских грантов и
Общества друзей Радищевского музея

В 2020 году исполнилось 150 лет со Дня рождения Виктора Борисова-Мусатова. В рамках проекта «“Вдохновлённые мусатовской музой”: эстафета поколений, сохраняющих память о художнике В.Э. Борисове-Мусатове»» прошло большое количество праздничных мероприятий, посвященных юбилею знаменитого живописца. Среди запланированных событий была и выставка «Круг друзей. Виктор Борисов-Мусатов и саратовские художники-современники». Экспозиция должна была развернуться в музее-усадьбе художника в июне – июле, но в связи с существующими ограничениями в работе музеев перенесена на лето 2021 года. Однако в виде пролога к выполнению заявленных планов мы решили представить материал, посвященный саратовским художникам, современникам Виктора Борисова-Мусатова.

Планируемая выставка значительно расширяет контекст творчества Борисова-Мусатова, иллюстрирует жизнь культурную жизнь нашего города конца XIX – начала ХХ веков и освещает творчество живописцев, воспитавших плеяду мастеров Саратовской школы, в том числе и сотоварищей Борисова-Мусатова. В предлагаемой вам виртуальной галерее представлены работы из фондов живописи и графики Радищевского музея Ф. Корнеева, В. Коновалова, Г. Баракки, П. Боева, Д. Щербиновского, А. Сергеева, П. Уткина, П. и М. Кузнецовых.

Среди учителей и современников Виктора Борисова-Мусатова представлены:

Василий Васильевич Коновалов (1863 – 1908) – уроженец Петербурга, выпускник Академии художеств, волею судьбы оказавшийся в Саратове, стал свидетелем и активным участником становления культурной среды города, внес ощутимый вклад в ее дальнейшее формирование. Представитель позднего передвижничества, экспонент Товарищества передвижных художественных выставок, иллюстратор сочинений Н.В. Гоголя, Коновалов известен, в первую очередь, как художник-педагог. Он преподавал в 1-й Мариинской гимназии, Обществе любителей изящных искусств, наконец, приобрел широкую известность в качестве педагога Боголюбовского рисовального училища. Коновалов был учителем многих ярких и популярных художников. Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев получили первые уроки изобразительного искусства у Василия Васильевича и на всю жизнь остались благодарны ему за внимание, терпение и душевную теплоту.

Гектор Павлович Баракки (Сальвини Эттори Паоло) (1852 – 1916) – художник, педагог. Родился в Вероне. Художественное образование получил в Миланской академии художеств. С 1873 г. жил и работал в Саратове. Существует легенда, что увидев саратовский берег Волги, пылкий веронец воскликнул: «Дальше не поеду. Мне нравится этот бордово-красный собор и горы, обросшие дубовыми лесами». С начала 1880-х он поселился в нашем городе. И Саратов, превративший француза Жана Батиста Савана в Ивана Савина, свершил ту же метаморфозу с Этторио Паоло Сальви, сделав его Гектором Павловичем. Баракки работал декоратором в нескольких саратовских театрах.

Как художник-станковист он заслужил в Саратове славу «певца Волги». Он создавал и небольшие волжские этюды, и более крупные, сложные композиции, напоминавшие о театральных пристрастиях автора. Кроме того, Баракки писал заказные портреты и оставил изображения государственных чиновников, именитых купцов, людей из близкого ему круга интеллигенции, оформлял интерьеры общественных зданий, декорировал выставочные павильоны, создавал экспозиции выставок, то есть занимался тем, что сегодня назвали бы дизайном. В эту сферу деятельности художник погрузился во многом благодаря своему членству в Саратовском обществе любителей изящных искусств, одним из учредителей и заметных деятелей которого он являлся. Баракки обладал незаурядными педагогическими способностями. О нем тепло отзывались его многочисленные ученики, среди которых Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин и еще очень многие.

Дмитрий Анфимович Щербиновский (1867 – 1926) родился в небольшом городке Петровске Саратовской губернии и уже в юные годы перебрался в Саратов, где посещал коноваловский рисовальный кружок. Поступив на юридический факультет Московского университета, он сразу же познакомился с ведущими московскими художниками, привлекая их своей образованностью и смелыми взглядами на искусство. После окончания университета поступив в Академию художеств, Щербиновский стал самым блестящим учеником 1890-х годов. Его учитель, - И.Е. Репин, высоко оценивал дарование начинающего художника. Закончив свое образование пенсионерской поездкой в Париж, Щербиновский посвятил себя педагогической деятельности. Он преподавал в Строгановском училище, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, с 1918 года – в Государственных свободных мастерских, и за почти 30-летнюю свою службу воспитал целую плеяду прекрасных художников.

Замечательным педагогом, одним из ведущих преподавателей Боголюбовского рисовального училища был Петр Николаевич Боев (1868 – 1919). Молодой выпускник петербургского Центрального училища технического рисования имени А.П. Штиглица приехал в Саратов в 1897 году. Почти двадцать лет он вел занятия по рисунку, акварели, декоративной живописи и истории искусств. С 1906 по 1918 годы Боев возглавлял Радищевский музей и рисовальное училище. По его инициативе при училище открывались новые мастерские, велись переговоры о расширении музейного здания. В культурной и общественной жизни Саратова начала XX века Петр Николаевич Боев – фигура довольно заметная. Он был членом Саратовской ученой архивной комиссии, регулярно читал публичные лекции, посвященные искусству разных эпох, занимался организацией художественных выставок местных и столичных живописцев. Сам он на выставках показывал эскизы театральных занавесов, панно, проекты иконостасов, киотов и пейзажи, которых сохранилось совсем немного.

Иначе сложилась творческая судьба Василия Федоровича Сергеева (1874 – 1907). Прожив очень короткую жизнь, он оставил большое количество удивительных пейзажей, особенная одухотворенность и раскрепощенная манера письма которых ставят художника в один ряд со многими талантливыми мастерами начала ХХ века. Живопись Сергеева несет явный отпечаток московской школы с ее богатством цвета и пластической выразительностью. Известно о Сергееве совсем немного: местный уроженец, выходец из простой крестьянской семьи. Благодаря своему таланту он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и как одаренный ученик входил в число стипендиатов. И только посмертные персональные выставки в Саратове (1908, 1909) познакомили публику с произведениями одаренного живописца.

Федор Максимович Корнеев (1864 – конец 40-х) – академик живописи, преподаватель Боголюбовского рисовального училища, владелец художественной студии и единственного в Саратове художественного салона-магазина. Имя живописца встречается на страницах книг, посвященных художественной жизни Саратова конца XIX – начала XX столетия, и в периодической печати того времени. Дружеские отношения связывали Корнеева с В.Э. Борисовым-Мусатовым, а также с известным меценатом и общественным деятелем графом Анатолием Дмитриевичем Нессельроде, поддержавшим обучение молодого человека за границей. Живописец был участником художественных выставок, устраиваемых Обществом любителей изящных искусств. В 1898 он преподавал в рисовальной школе ОЛИИ, а в 1900-м планировал создать в Саратове на свои средства музей, состоящий только из произведений саратовских художников, уроженцев города и тех, кто длительное время работал здесь. Корнееву удалось собрать довольно обширную коллекцию картин и скульптур, а также фотографий и документов, связанных с художественной жизнью Саратова. Судьба Федора Максимовича оказалась трагичной. Он был репрессирован в 1929 году. Его творческое наследие до сих пор не оценено. В 2009 году заведующая научно-историческим архивом Радищевского музея Ирина Жукова идентифицировала подпись Ф.М. Корнеева на «Женском портрете», исполненном в технике пастели, который неоднократно публиковался в журнале «Антиквариат» как работа неизвестного художника. Этот портрет поступил в качестве дара в фонд Радищевского музея в 2010 году в канун 125-летия музея.

Также в виртуальной галерее представлены младшие современники Виктора Борисова-Мусатова, представители следующего поколения Саратовской школы живописи

Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878 – 1968). Его творческое становление было сходно с годами учёбы его старшего товарища В.Э. Борисова-Мусатова. Он посещал студию при Обществе любителей изящных искусств, где преподавателями были художники Г.П. Баракки и В.В. Коновалов, получил немалые впечатления от залов Радищевского музея. П. Кузнецов брал уроки в только что открывшемся Боголюбовском рисовальном училище и в 1897 году блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Вернувшись в родной город пять лет спустя, в 1902 году, возмужавший и повзрослевший Кузнецов сдружился с Борисовым-Мусатовым. В небольшом мусатовском садике – «зелёной мастерской» на Плац-параде, 13 (адрес, где жил Борисов-Мусатов) художническая компания вместе писала этюды, рождались творческие замыслы.

В.Э. Борисов-Мусатов высоко ценил своего молодого друга: «…я его знаю довольно давно за очень талантливого молодого человека… Он удивительный колорист… У него масса энергии, и он любит работать как истинный художник. Да и душа у него не прозаичная, не пошлая, полная экзальтации…».

В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным взялись за роспись саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены.

В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году. Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», организатором и председателем художественного общества «Четыре искусства», преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и других институтах, признан заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Михаил Варфоломеевич Кузнецов (Кузнецов-Волжский, Кузнецов-Волгин) (1876 – 1953), старший брат более прославленного Павла Кузнецова. Начинали свой творческий путь и Михаил, и Павел одинаково. С детства увлекались рисованием. Одновременно в 1891 году стали учениками В.В. Коновалова и Г. Баракки. В 1901 году, вслед за Павлом, Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были выдающиеся мастера – А.Е. Архипов, В.А. Серов, К.А. Коровин, принял участие в выставке «Алая роза», а также нескольких выставках в Москве и Петербурге, вместе П.С. Уткиным, К.С. Петровым-Водкиным, А.В. Лентуловым и др.

Михаил и Павел много работали в паре. Расписывали предел церкви Казанской Божьей Матери в Саратове, в компании Петра Уткина и Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Вместе работали над росписями дачи Жуковского в Кучук-Кое. Последней совместной работой братьев стал альбом литографий «Народные пословицы и поговорки» в красках, подготовленный для Госиздата Москвы. В 1918 году Михаил Варфоломеевич был направлен Московским отделом изобразительных искусств в Саратов, профессором в Свободные художественные мастерские. В это же время он входил в состав секции изобразительных искусств при Совете народного образования Саратовского губернского исполкома, был в составе экспертов Радищевского музея по охране памятников, являлся заведующим лекционной и экскурсионной комиссией Радищевского музея. После возвращения в Москву в середине 1920-х годов всю жизнь проработал в городских школах и гимназиях. После Михаила Варфоломеевича Кузнецова осталось, к сожалению, незначительное живописное наследие и, к счастью, – многочисленные и талантливые ученики и потомство.

Петр Саввич Уткин (1877 – 1934) посещал художественную студию при Саратовском обществе любителей изящных искусств. Там произошло знакомство с Г.П. Бараки и В.В. Коноваловым, известными саратовскими художниками-педагогами. В конце 1890-х годов Уткин и его друг Павел Кузнецов сдружились с вернувшимся из Парижа Виктором Борисовым-Мусатовым. Эта встреча и увлечение искусством старшего современника оказали большое влияние на становление живописной системы Петра Уткина, ставшего продолжателем мусатовской традиции. Сходство мировосприятия, общность лирического звучания полотен, внимание к музыкально-ритмической выстроенности композиции, любовь и интерес к волжской природе, бесспорно, роднит двух художников. Он продолжил учебу в Московском училище живописи ваяния и зодчества. В 1904 году Петр Уткин – деятельный участник и организатор предтечи «Голубой розы» – выставки «Алая роза», прошедшей в Саратове. Наряду со своими саратовскими единомышленниками Павлом Кузнецовым и Александром Матвеевым, Уткин становится одним из идейных и творческих вдохновителей символистского содружества «Голубая роза», заявившего о себе одноименной выставкой в Москве в 1907 году.

В 1908–1914 годах Уткин вместе с П. и М. Кузнецовыми и скульптором А. Матвеевым проводил большую часть года в крымском имении Новый Кучук-Кой Якова Евгеньевича Жуковского, лишь на зиму возвращаясь в Саратов. В мае 1918 года совместно с А.И. Кравченко П.С. Уткин организовал коллегию изобразительных искусств при саратовском Совдепе. В этом же году ему было поручено руководство школами живописи и рисунка местного Отделения искусств совета народного образования. Он – первый уполномоченный по делам Свободных государственных художественных мастерских, возникших после расформирования Боголюбовского училища. Учениками Петра Уткина, впитавшими немалую толику его лиризма, были такие достойные представители «саратовской школы» ХХ века, как Михаил Александрович Аринин, Борис Васильевич Миловидов, Евгений Васильевич Егоров, Владимир Иванович Кашкин и другие.

С 1931 года Петр Савич Уткин жил в Ленинграде. Там по приглашению от руководства Академии художеств он стал профессором живописного отделения института живописи, скульптуры и архитектуры. Во время блокады Ленинграда погибла большая часть работ художника.

***

«Реальная» выставка, которая откроется в 2021 году в музее-усадьбе Виктора Борисова-Мусатова, станет итогом двадцатилетней работы отдела музеефикации с живописной и графической коллекциями Радищевского музея.

Живописные и графические работы будут дополнены архивными материалами, фотографиями, цитатами из писем и воспоминаний художников, представленных на выставке, материалами о них и о культурной жизни Саратова конца XIX – начала XX века.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"