Выставка «Возрождённая красота металла»

Дата мероприятия:  13.11.2020  —  13.12.2020

Одной из важнейших функций музея является сохранение культурного наследия для будущих поколений. Вместе с хранителями над решением этой непростой задачи работают художники-реставраторы.

Реставрация — это скрытая от глаз посетителей сторона жизни музея. Иногда она растягивается на годы. Для неспециалиста работа художника-реставратора может остаться совершенно незаметной. И, возможно, это лучший показатель его профессионализма. Поскольку отреставрировать предметы – вовсе не значит сделать их новыми.

Сами реставраторы часто сравнивают свою работу с работой врачей. Как и в медицине, главное – не навредить.

Эта профессия требует от человека, кроме знаний, мастерства и умений, преданности, большой ответственности, огромного терпения, усидчивости. Хотя реставраторы остаются «бойцами невидимого фронта», зачастую именно благодаря их труду у нас есть возможность наслаждаться произведениями искусства и памятниками истории.

С 26 октября по 10 ноября 2020 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева в рамках совместного благотворительного проекта музея и предприятия ООО «Газпром трансгаз Саратов», работал Виктор Юрьевич Астафьев, художник-реставратор высшей категории, член Союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО, народный мастер России, преподаватель «Суздальского филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры».

Виктор Юрьевич был специально приглашён для восстановления пяти уникальных музейных предметов декоративно-прикладного искусства из коллекции металла. Это два бронзовых канделябра XVIII века французской работы, поступившие в музей до 1924 года из неизвестного источника, блюдо и кувшин эпохи историзма (XIX век), подаренные основателем музея А.П. Боголюбовым, а также настольная лампа «Нимфа в камышах» конца XIX – начала ХХ века, приобретённая у Н.Б. Захаровой в 1994 году.

За время своего долгого бытования предметы не раз меняли владельцев, испытали различные перипетии, утратили первоначальный вид и нуждались в тщательной реставрации. На них были заметны активные очаги коррозии, вмятины и деформации, разрывы металла, следы поздних непрофессиональных починок, потёртости, утраты декоративного слоя. В канделябрах были грубо просверлены отверстия, на листьях камышей декоративной лампы имелись изломы с утратами металла.

Необходимо было вдумчиво исследовать каждый памятник искусства и, подобно хорошему доктору, поставить правильный диагноз, подобрать индивидуальный метод «лечения» для восстановления каждого произведения.

С наибольшими трудностями пришлось столкнуться в работе с блюдом. По его центру зеленели большие очаги коррозии, местами металл был проеден. Через несколько лет процесс разрушения привел бы к невосполнимой утрате. Кроме того, по краю борта был завальцован стальной обруч, так же начавший разрушаться под воздействием влаги. Благодаря своему профессионализму, Виктор Астафьев смог удалить продукты коррозии и стабилизировать активные очаги разрушения без грубого вмешательства в изделие.

Не менее сложным оказался процесс реставрации лампы. Это произведение выполнено из различных видов металлических сплавов, обработанных разными способами: давлением, литьем, чеканкой, пайкой. Кроме необходимой для сохранения памятника работы (расчистки от загрязнений, исправления деформаций, удаления продуктов коррозии, стабилизации активных очагов коррозии, тонировки отдельных участков поверхности), были заменены старые изношенные провода на посеребренные с двойной изоляцией, которые выдержат температуру до 400 °С и не оплавятся.

Благодаря сложной и кропотливой работе Виктору Астафьеву удалось восстановить экспозиционный вид уникальных музейных предметов, фактически вернуть их к полноценной жизни памятников культуры – изучению, экспонированию, публикации. В течение трех недель отреставрированные произведения можно будет увидеть на выставке «Возрожденная красота металла» в одном из залов исторического корпуса Радищевского музея.

Дополняет выставку документация, сопровождающая реставрационные работы: реставрационные паспорта с описанием выполненных процессов и используемых материалов, фотофиксация произведений в процессе реставрации, а также фотоколлажи, на которых показан Виктор Юрьевич Астафьев за работой.

Надеемся, что этот проект станет началом долгого и плодотворного сотрудничества музея, ООО «Газпром трансгаз Саратов» и художника-реставратора Виктора Юрьевича Астафьева в деле сохранения культурного наследия нашей страны.

Фотографии – Ирина Ветчинкина

Автор коллажей – Николай Батаев


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений