Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Радуга сновидений». Живопись Геннадия Панфёрова

Автор:  Дорогина Елена Алексеевна - заведующий отделом
Беляева Галина Анатольевна

  • Г.М. Панфёров. Интрига. 2008. Радищевский музей
22 октября – 17 ноября
Открытие: 24 октября в 17.00 
Стоимость билетов от 30 руб. до 50 руб. 
тел. 26-16-06

«...Саратов, Стрелка, там во всех улочках серые заборчики, домики, солнышко, мальва цветет, солнечный свет... и я все время куда-то убегал, мне всегда хотелось увидеть, что там, за поворотом. Бежишь, бежишь, добегаешь, а там то же самое. И опять бежишь. И всегда интересно, а что же дальше?..» В этих воспоминаниях детства заключен образ, отражающий смысл творчества Геннадия Панфёрова, для которого искусство – способ познания мира.

Художник родился в 1957 году в Саратове. С двенадцати лет занимался в детской художественной школе у Г.Я. Харькова и С.Г. Карташова. Затем в Саратовском художественном училище на живописно-педагогическом отделении у В.А. Шкуновой, В.С. Успенского, П.А. Гришина, М.И. Просянкина. По словам Геннадия Михайловича: «Преподавание в училище проходило в жёстких рамках социалистического реализма». Будущих художников ориентировали на создание жанровых картин и традиционных реалистических пейзажей. Но будучи студентом, он интуитивно ощущал, что в искусстве возможны и другие пути.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в Радищевском музее состоялись персональные и групповые выставки местных художников-нонконформистов: В. Чудина, В. Лопатина, В. Солянова, М. Аржанова, Л. Перерезовой. Знакомство с их творчеством оказало заметное влияние на художника и побудило заняться формальными поисками.

В эти же годы Геннадий Панфёров осваивал язык искусства разных направлений модернизма ХХ века. Не используя напрямую особенности той или иной стилистики, а теоретически и практически их переосмыслив, он стремился выработать собственную манеру, сохраняя независимость творческой позиции.

Долгий путь формально-стилистических поисков приводит художника к обретению самобытного, узнаваемого почерка. В начале 2000-х годов он обращается к осмыслению истории, выражая в серии произведений собственное отношение к событиям прошлого и настоящего нашей страны. Геннадий Панфёров создает философские картины-притчи, выделяя три периода: языческий, христианский и постхристианский.

В процессе работы над этой серией художник начинает активно экспериментировать с разными материалами. Сначала песок используется в качестве наполнителя краски, затем для создания на холсте эскизов, которые закрепляются клеем и окрашиваются масляными красками. Во многих композициях в фактурную ткань произведений включаются нити холста и речная галька. Такая техника позволяет создавать рельефные формы и добиваться необычных эффектов фактуры, всякий раз обусловленных выбором темы.

Работы «Золотая архаика предков» (2008), «Венера каменного века» (2008), «Тени забытых предков» (2008) посвящены языческому периоду истории. Включение нитей холста в живописную поверхность картин вызывает ассоциации с народными нитяными куклами-оберегами или домотканными гобеленами. Графичные контурные изображения, преобладающие землисто-коричневые и охристые тона, стилизованные архаические символы напоминают древние наскальные росписи.

В произведениях христианского цикла Геннадий Панфёров работает большими плоскостями локального цвета, где каждый элемент имеет четкие рельефные контуры, образуемые наклеенными на холст нитями. Создаваемые в такой технике живописные «мозаики» напоминают перегородчатые эмали или витражи. Работы «Вечерний звон» (2008), «Две женщины и ангел» (2008), «Евангельский мотив» (2008) - декоративно-плоскостны, лишены пространственной глубины. В отличие от них, в «Благовещенье» (2007), «Поклонении волхвов» (2007) и «Рождестве» (2007) чувствуется объём фигур, колорит более сложный, построенный на сочетании оттенков, цвет переходящий в свет наделяется символическим значением, прочтение сюжета более эмоционально.

Произведения современного цикла не объединены тематически, в них художник обращается к вечным темам. Работа «Страдания Девы Марии» содержательно и стилистически перекликается с произведениями христианского цикла. В ней Г. Панфёров размышляет о роли традиционных религиозных ценностей в контексте современной урбанистической культуры. Предельно обобщённые предметные формы, мягкий, сдержанный колорит картины, построенный на сочетании тёплых оттенков серого, охристого и коричневого, погружают в состояние задумчивости, сосредоточенности. Художник не предлагает конкретных решений, а скорее отстранённо созерцает происходящее в духовной сфере общества.

В настоящее время Геннадий Панфёров много и интересно работает, создавая выразительные, самобытные композиции. Художник продолжает экспериментировать с технологиями, стилистикой, ищет новые возможности выражения своего внутреннего мира. Наблюдая за его творческим развитием «Всегда интересно, а что же дальше?..»


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры