Покров Пресвятой Богородицы. Православный календарь
Автор: | Пузакова Валентина Александровна |
Православные праздники в иконах и
медном художественном литье
из собрания Радищевского музея
В основу праздника положено предание о событиях, произошедших в Константинополе в Х веке. Шла война, город был окружен, и испуганные жители в отчаянии молили Богородицу о защите во Влахернском храме. Место было выбрано не случайно – в церкви хранились святыни: риза Богоматери, головной покров и часть пояса. Во время всенощного бдения святому Андрею Юродивому и его ученику Епифанию явилась Богородица, которая простерла над людьми свое покрывало — «покров» и молилась об избавлении от бед и страданий. Вскоре после этого враги, окружавшие город, чудесным образом отступили.
На Руси праздник Покров отмечают с ХII века, благодаря князю Андрею Боголюбскому, который его установил и начал активно распространять. Его же стараниями было построено белокаменное чудо древнерусской архитектуры – храм Покрова на Нерли, а неподалеку Владимира появился целый город Покров. Одними из первых новый праздник приняли новгородцы и псковитяне. В Пскове был открыт первый Покровский монастырь.
В собрании Радищевского музея находится удивительной красоты, филигранно написанный образ праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Он исполнен неизвестным мастером в XVIII веке. Долгое время это произведение экспонировалось в филиале музея – Балаковской картинной галерее. Его иконография ориентируется на суздальские традиции, согласно которым Богородица изображена в молитвенном обращении к своему сыну Иисусу Христу и сама держит свой покров. Он чаще всего выделялся ярко-красным цветом, однако на образе из нашего собрания плат белый, что свойственно поздним иконам. Композиция праздника многофигурная: среди предстоящих перед Богородицей – император, патриарх, священники, монахи, миряне. Включение большего количества действующих лиц характерно для многих поздних образов. Все действие происходит на фоне храма, абрис которого передает черты Влахернской церкви. В нижней части композиции, в центре представлена фигура византийского церковного поэта, преподобного Романа Сладкопевца. Справа от него изображен Андрей Юродивый, указывающий своему ученику на Богородицу.
В правом нижнем углу средника иконы дана сцена, или иначе «клеймо», с изображением успения Романа Сладкопевца. Это сделано не случайно: по преданию свой поэтический и музыкальный дар он получил от Пресвятой Богородицы. Он автор многочисленных церковных песнопений, некоторые из которых до сих пор используются в богослужении. Кроме того, его судьба тесно связана с Влахернской церковью – в ней он начинал служить. Так же 14 октября – это день памяти Романа Сладкопевца.
На полях музейного образа даны многочисленные изображения святых, их имена, по-видимому, носили члены семьи, в которой бытовала икона.
Праздник Покров – это символ особого покровительства Богоматери Русской земле, само слово давно уже несет более широкий смысл – это защита, заступничество за всех обращающихся с молитвенной просьбой о помощи.
Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!