Нескучные истории. Полный вперед! Пароход «Веста»

Автор:  Шкута Елена Анатольевна

У музея есть душа...
Нескучные истории

С 1978 года по инициативе Международной морской организации в последнюю неделю сентября отмечается Всемирный день моря. Этот экологический праздник призван напомнить людям о необходимости беречь водные ресурсы нашей планеты.

Основатель Радищевского музея Алексей Боголюбов за свою жизнь совершил немало плаваний – и в качестве гардемарина Морского кадетского корпуса, и в качестве мичмана Балтийского флота, и в качестве художника-мариниста. Красоте и мощи морской стихии он посвятил множество поэтичных пейзажей, а на его батальных произведениях море предстает как место легендарных битв российского флота.

Радищевский музей продолжает цикл очерков «Полный вперед!», и сегодня мы расскажем о пароходе «Веста» и его удивительном поединке с турецким броненосцем.

Описание судна

Товаро-пассажирский пароход «Веста»

Служба: 1877-1878, Черноморский флот России

Размеры: длина – 62 метра, ширина – 8,3 метра, осадка – 4,6 метра

Вооружение: 12 орудий и два минных катера

Экипаж: 150 человека

Рождение «Весты»

«Веста» родилась мирным торговым судном на верфи в Ньюкасле (Англия) в 1856 году. В 1858-м ее приобрело недавно организованное Российское общество пароходства и торговли (РОПиТ). Начав с пяти пароходов, перевозивших грузы и пассажиров по Черному и Азовскому морям, РОПиТ к началу XX века стало крупнейшей пароходной компанией России, суда которой заходили в порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов.

«Веста» стояла у истоков этого славного пути. В 1865 году она прошла капитальный ремонт, а еще через несколько лет получила новую паровую машину. Это обстоятельство сыграло важную роль в ходе боевой операции, прославившей героиню нашего рассказа.

Почему торговое судно имело вооружение и принимало участие в боевой операции?

РОПиТ получало щедрые государственные субсидии за создание всех условий для того, чтобы при необходимости в кратчайшие сроки вооружить торговые суда и предоставить их правительству. Эта крайняя мера была продиктована итогами Крымской войны. Черное море объявлялось нейтральным, и Россия не могла держать там военный флот. Поэтому на быстроходные и маневренные пароходы возлагалась особая надежда.

В начале русско-турецкой войны 1877-1878 годов «Веста» и несколько других судов, принадлежавших РОПиТу, вошли в состав Черноморского флота. На пароходе установили 12 орудий, в том числе – четыре скорострельные пушки. Кроме того, на борту имелись два минных катера.

«Веста» стала первым судном, которое снабдили приборами автоматической стрельбы Давыдова. Они позволяли вести огонь с учетом влияния на стрельбу качки, курсовых углов и скорости движения кораблей. Для установки аппарата на Черное море прибыл член артиллерийского отделения Морского технического комитета подполковник Константин Чернов. Командовал обновленной «Вестой» капитан-лейтенант Николай Баранов.

Произведения из собрания Радищевского музея с изображением «Весты»

Этот пароход мы можем видеть на двух рисунках Алексея Боголюбова, поступивших в музей от самого автора в составе большой коллекции. Один из них выполнен чернилами, а второй – акварелью и карандашом. Оба изображают эпизод сражения «Весты» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», которое произошло 11 июля 1877 года в Черном море.

Листы являются эскизами к большому полотну Боголюбова на этот сюжет. Оно написано в 1878 году и сейчас находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Картина входит в серию произведений, созданных по заказу императора Александра II и посвященных действиям отечественного флота в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Когда художник собирал сведения о минных атаках российских катеров на Дунае, он посетил театр военных действий, чтобы осмотреть места событий, опросить их участников и сделать необходимые зарисовки и этюды.

После войны, приступив к работе над картиной о подвиге «Весты», Боголюбов встретился с Николаем Барановым, на тот момент капитаном 2 ранга и флигель-адъютантом, который подробно рассказал ему о том, как торговое судно, пусть и вооруженное, смогло противостоять броненосцу. О теплых отношениях, сложившихся между морским офицером в отставке и действующим морским офицером, свидетельствует принадлежавший Боголюбову фотопортрет Баранова с дружеской подписью: «Многоуважаемому Алексею Петровичу от душевно и сердечно ему преданного Баранова». Сейчас эта фотография хранится в Радищевском музее.

Как же получилось, что пароход выстоял в столкновении с боевым кораблем?

11 июля 1877 года «Веста» крейсировала в водах Черного моря в районе современной Констанцы (Румыния). Командир, предположив, что неизвестное судно, замеченное вдали, является транспортным или торговым пароходом противника, пошел на сближение. Однако это оказался турецкий броненосец «Фетхи-Буленд», который сразу же дал залп по «Весте». Понимая, что противостоять мощному боевому кораблю едва ли удастся, Баранов приказал отступать.

Быстроходный броненосец стремился обойти пароход, чтобы расстрелять один из его бортов. Но «Веста» успешно маневрировала и избежала такого развития событий. Погоня продолжалась около пяти часов. Каждое новое повреждение, полученное российским судном, снижало шансы на спасение. «Веста» лишилась двух орудий и прибора автоматической стрельбы. Пробило верхнюю палубу, на борту начался пожар. На какое-то время было потеряно управление. При этом расстояние между противниками позволяло туркам вести огонь из ружей по личному составу.

Непрерывные залпы уносили жизни членов команды. Погибли 12 человек, среди них – три офицера. Страшную смертельную рану получил подполковник Чернов. В отчете судового врача приведены его последние слова: «Палите с левой кормовой, она наведена». Палубу залило кровью убитых и раненых. Несмотря на это, моряки не падали духом, быстро и четко выполняя приказы и активно отстреливаясь. Раненый лейтенант Аполлон Кротков, будущий историк флота, и лейтенант Рожественский заменили артиллеристов и встали к орудиям. Лейтенант Голицын-Головкин закрывал своим телом командира. Экипаж уже был готов идти на таран и взорваться вместе с врагом, но меткий выстрел «Весты» вызвал пожар на броненосце и вынудил его прекратить преследование.

Неужели это возможно?

При определенном стечении обстоятельств, при безусловном мужестве и высоком профессионализме команды – да. К тому же Николай Баранов был именно тем человеком, который верил в то, что вооруженные пароходы вполне могут соперничать с боевыми кораблями, и сделал все возможное, чтобы его судно не досталось врагу. За проявленную отвагу офицерам «Весты» присвоили следующие чины, особо отличившихся наградили орденами. Всем членам экипажа назначили пожизненную пенсию. Подвигу воинственного парохода посвятили картины знаменитые маринисты того времени: помимо Боголюбова – Иван Айвазовский и Руфин Судковский.

Собственно, в героизме команды никто бы не усомнился, если бы летом следующего года лейтенант Зиновий Рожественский не опубликовал в газете «Биржевые ведомости» статью, в которой утверждал, что Баранов в донесении командованию приукрасил действительность. По мнению лейтенанта, «Веста» спаслась только благодаря тому, что набрала максимальную скорость и котлы чудом не взорвались, а залпы ее орудий никакого вреда противнику не причинили. Не совсем ясно, какие причины двигали Рожественским – желание указать командованию на то, что боевые качества пароходов переоцениваются, или же личная неприязнь к Баранову, но публикация его возымела действие. Началось разбирательство, которое, впрочем, окончилось ничем: бывшего командира «Весты» не признали виновным в ложном донесении, но и его бывшего подчиненного не уличили в клевете. Оскорбленный Баранов так резко высказался в адрес начальства, что по суду был отставлен от службы. Впоследствии, ввиду внимания правительства к его боевым заслугам, он занимал довольно высокие должности – в том числе, градоначальника Санкт-Петербурга.

А почему на рисунках «Веста» расположена не так, как на картине?

Ценность подготовительных материалов к любому произведению в том, что они раскрывают, как менялся замысел автора. Графические эскизы Боголюбова из собрания Радищевского музея показывают один из этапов работы художника над будущей картиной.

Как видим, на листах «Веста» изображена носом к турецкому броненосцу и кормой к зрителю, а на полотне – наоборот. Таким образом, мы можем утверждать, что Боголюбов рассматривал как минимум два варианта расположения судна. Это было связано с выбором сюжета: запечатлеть российский пароход в момент встречи с неприятелем или же в момент отступления. На первый взгляд, в последнем мало героического, но именно история пятичасового ухода от погони под непрерывным обстрелом и отказ сдаться врагу принесли «Весте» и ее экипажу славу. Не удивительно, что Боголюбов остановился на этом варианте.

В эскизах же он показал начало боя. Первый залп неприятельского корабля пришелся в носовую часть парохода. Известно, что «Веста» встретила этот залп ответным огнем. Центром обеих композиций является большое облако дыма, разделяющее противников. Его белые клубы контрастируют с черными «шлейфами», вырывающимися из труб. На картине этот контраст менее активен, а в монохромных рисунках он задает ритм чередования светлого и темного, который поддерживается мастерским изображением бегущих волн и сообщает батальным сценам динамизм.

После войны «Веста» вернулась к мирной жизни?

Да, но перед этим судно поучаствовало в нескольких операциях, в том числе – по эвакуации раненых солдат и офицеров.

Российскому обществу пароходства и торговли «Веста» прослужила еще 10 лет. В ноябре 1887 года при следовании в Одессу, в порт приписки, в нее врезался другой пароход, и она утонула вместе с экипажем. Это случилось близ западной оконечности Крыма, у мыса Тарханкут – печально известного места многочисленных кораблекрушений.

«Веста» по сей день лежит на дне Черного моря. Пять лет назад ее обнаружили на глубине более 50 метров сотрудники Черноморского центра подводных исследований. На поверхность удалось поднять предметы посуды – некоторые из них с гравировкой «РОПиТ», – а также несколько фонарей. Когда пароход затонул, на его борту уже не было грозных орудий, поэтому подводную находку можно было бы принять за обычное торговое судно. Но память о славной службе «Весты», ее команде и ее последнем рейсе жива – благодаря морякам, историкам и, конечно, художникам, среди которых основатель Радищевского музея Алексей Петрович Боголюбов.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений